Реферативно, суть объективной констатации Данилевского в том, что «История народов нашей страны уходит корнями в глубокую древность». Родиной далеких предков этих народов была, вероятно, Евразия. И хотя бы эту отчасти справедливую точку отсчета стоило бы подробнее обозначить самыми важными археологическими, антропологическими, этногенетическими, линвистическими и иными фактами.
А дальше – по современным этногенетическим представлениям – в истоках всех людей (и народов) современного типа предстает 80 – 200 тысяч лет назад Африка. Но об этом – если судить по позиции Данилевского - лучше не помнить, россиянам такие научные данные в информационном обществе не стоит и знать?!
По констатации, во время последнего оледенения сформировалась привлекательная природная зона, что простиралась от Атлантического океана (без учета Альп, Карпат, крупных водоемов) до Урала . Здесь паслись «огромные стада» мамонтов и северных оленей - основных источников пропитания человека верхнего палеолита. Правда, И.Н.Данилевский допускает, что регулярных сезонных миграций животных тогда не было (не было вариаций типа зима-лето ?!). И за свободно бродившими животными «столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты». Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность общества позднепалеолитических людей.
Развив идею о своеобразной этнической однородности общества позднепалеолитических людей Евразии, Данилевский и его соратники неизбежно бы вышли на этногенетическую линию, которую в нескольких монографиях обосновал Ю.Д.Петухов.
Неожиданно для себя медиевист обнаружит, что миграции животных неизбежно были (земля и тогда вращалась). А люди и в палеолите устраивали долговременные селения. Взять, например, академический Проект "Поздний палеолит Северной Евразии: палеоэкология и структура поселений", (рук. Васильев С.А., - д.и.н., в.н.с., ИИМК РАН) Или в Интернете стоит посмотреть: Сухая Мечетка, Костенки, Сунгирь…
И.Н.Данилевский заметил около 12-10 тыс. лет назад последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” (куда ?!) Скандинавского ледникового щита. Он якобы разделил прежде единую в природном отношении Европу (якобы – еще раз напомним - не было там Альп и иных горных массивов, крупных водоемов и болот) на две части. Теперь в поисках пастбищ животные уже не бродили бессистемно, а совершали регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (туда уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными кочевали и охотившиеся на них племена. Единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части «Балтийским ледниковым “клином”» (нау-хау И.Н.Данилевского, Интернет связывает «клин» только с его публикациями). Этногенетика столь устойчивого разделения европеоидов не обнаруживает.
В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы.
С похолоданием 5 тыс. до н.э. (7 тыс. назад) не все просто. Похолодания до этого и после этого были заметно сильнее. А вот период около 7 – 5 тыс. лет назад относится к оптимуму голоцена, когда были наивысшие за последние десятки тысячелетий (включая и нынешний голоцен) температуры.
По Данилевскому, «экологический кризис» 5 тыс. до н.э. заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство), как бы забыв про охоту, рыболовство и собирательство. В археологии такой период принято называть неолитической революцией. Но неолит ныне привычно начинают с 6 тыс. до н.э., а истоки земледелия относят к 8 – 6 тыс. до н.э. и др.
Динамика климатических условий в разных регионах Русской равнины в голоцене. Представлены отклонения величин от современных значений для территорий Карелии (а) и Молдавии (б). Составил В.А.Климанов.
По Данилевскому, в поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. Изменившиеся экологические условия - труднопроходимые леса и болота, разделившие теперь отдельные группы людей, - затрудняли общение между ними. Постоянное, хотя и несистематическое межплеменное общение (обмен хозяйственными навыками, культурными ценностями, вооруженные столкновения, лексические заимствования) оказалось нарушенным. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей. Наиболее полная информация о наших древнейших предках сохранилась в самом эфемерном порождении человека - языке. А. А. Реформатский писал: "Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова".
Про повсеместные труднопроходимые леса и болота рассуждать не будем. Тундры, степи, горы и возвышенности, крупные реки и водоемы – все это относительно сохраняется в последний десяток тысячелетий. Межплеменные отношения только нарастали, вели к образованию первых государств. Но на каком уровне языка сохраняется память о самых «древнейших предках» народов и России?!
Ответ И.Н.Данилевский дает привычный: «Еще в прошлом (19; ныне позапрошлом) веке ученые-лингвисты обратили внимание на то, что лексика, фонетика и грамматика языков значительного числа народов, населяющих Евразию, имеют много общих черт. Вот лишь два примера такого рода. Русское слово “мать” имеет параллели не только в славянских, но также в литовском (motina), латышском (mate), древнепрусском (muti), древнеиндийском (mata), авестийском (matar-), новоперсидском (madar), армянском (mair), греческом ( mhthr ), албанском (motrё - сестра), латинском (mater), ирландском (mathir), древневерхненемецком (mouter) и других современных и мертвых языках. Не меньше однокоренных “собратьев” и у слова “искать” - от серебохорватского искати и литовского ieskoti (искать) до древнеиндийского icchati (искать, спрашивать) и английского to ask (спрашивать). На основе подобных совпадений было установлено, что все эти языки имели общую основу. Они восходили к языку, который условно (по месту обитания этносов, говоривших на языках - "потомках") назвали праиндоевропейским, а носителей этого языка - индоевропейцами…» Автор книг
И здесь забивается еще один привычный антироссийский «гвоздь» последних нескольких веков. А финно-угры и мусульмане, иные неиндоевропейские народы участие в истории России, особенно – реальной древней и древнейшей истории – участие принимали ?! При позитивном ответе на этот вопрос наряду с индоевропейцами (славянами, индийцами, иранцами, италийцами, кельтами, германцами - включая англов и франков, балтами и т.д.) необходимо в многотысячелетнем прошлом России учитывать финно-угров, тюрков, народы Кавказа и носителей всех языков, встречающихся на землях России. Полной объективности ради. И снятия излишних межнациональных напряжений для. Россияне позднего палеолита (около 25 – 30 тыс. лет до н.э.). Осмысляя «Историю русов» Юрия Дмитриевича Петухова; Путь Одина — Оседня; Великая Скифия от Тевтара до Арианта; Скифия создает республику Рим; Скифия сокрушает Рим; От Средневековья к нынешней России и др.
Индоевропейство не сразу распространилось почти по всей планете, а начинало свою историю в окружении и на базе более ранних языковых семей преимущественно в округе Черного моря и Каспия не более десятка тысячелетий назад. А какова роль в развитии земель нынешней России доиндоевропейского населения ?!
Рисунок показывает распространение индоевропейцев примерно с 4 тыс. до н.э. из округи Волги и Дона. Есть и версии, начинающие историю индоевропейства примерно с 7 тыс.(67 веков) до н.э. на этногенетическом пути из будущих Индии и Ирана через Анатолию (отчасти ныне Турция) к будущей России, в целом – к Восточной и Центральной Европе.
Доминирующий пока в учебниках по началам отечественной истории неонорманизм, бывает, не прочь вскользь напомнить большинству россиян их индоевропейские истоки. Это – зачастую, и, к сожалению, для неонорманизма, - неизбежно возвращает память об исходе несколько тысяч лет назад с территории России пращуров многих индоевропейцев (понятно, и скандинавов), затем постепенно освоивших практически всю планету – включив все языки и народы, все человечество в единый процесс общения. Если объединение народов планеты на базе индоевропейских (английского, французского, испанского и иных) языков стало возможным и сравнительно удобным, то индоевропейство неизбежно сохранило какие-то близкие всем народам и доиндоевропейские корни с устойчивыми значениями.
Версии этногенетического происхождения индоевропейцев из Передней Азии
Надо в информационном обществе помнить и научно постоянно напоминать о реальных глубинах относительно единого языка всех людей современного типа (народов, созданных этими людьми) до 100 (мужская линия) – 200 (женская линия) тысяч лет назад.
Реконструкция праязыка (праязыков) человечества все активнее осуществляется путем последовательного сопоставления друг с другом праязыков макросемей (или более древних генетических единств). Работа в этом направлении перспективна, хотя еще не сделаны реконструкции праязыков многих макросемей и не установлены их связи друг с другом. Праязык человечества, а точнее - одной макро-макро-семьи, получил от Ю.А.Милитарева условное название "Турит" (Не-Вавилон; «без башни») (О древе языков. А. Милитарев, С.Старостин).
Ю.А.Милитарев в 2007 г. дал следующее уточнение своей ранней схеме (древу) развития языков (ее уточнения есть и в работах других исследователей Схема формирования рас и национальностей по Ю. Д. Петухову; Род древних. М. Беляев и др.)
Мировое древо языков. Древо составлено А.Ю.Милитаревым по результатам подсчетов и представлений группы С.А. Старостина на сегодняшний день. Рисунок И. Лившиц (путь словено-русов красным – П.М.Золин; подобный путь от «турита» прошли и пращуры всех других изначально родственных народов планеты)
Условные обозначения и примечания: 1) Цифры на «листьях» – полученные датировки праязыков накануне распадения, напр. –5,6 читать как 5600 г. до н.э.; 0,25 – как 250 г. н.э.; 2) «+» – вымерший язык; 3) пунктирная линия означает, что связь крайне гипотетическая; 4). в кружках - номер примечания.
Вопрос неизбежно встает о том, существовал ли корень «р-с» в исходном языке человечества и какое значение (иногда не этническое ли) имели включающие его слова ?! Если во времена позднего палеолита в Евразии «первобытные охотники вступали друг с другом в постоянные контакты». Мог ли он обозначать какие-либо земли и территории ?! Например, латинское «rus» - деревня, село, а кельское «rus» - озеро, водоем (что отчасти напоминают русские – русло, ручей, рукав, русалка).
При рассуждениях о «Русской земле» надо обязательно обращать внимание на летописные «Русь, чюдь и вси языци» первое послепотопного времени (перевод академика Д.С.Лихачева): «Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову.
В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, - было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне».
Были ли «нарци (норики) еже суть словене» времен единого языка Вавилонской башни пращурами последующих славян, спорить – понятно – можно. Но игнорировать устойчивые летописные формулы никак нельзя. Летописцы явно использовали средневековые ононимы (античную и раннесредневековую литературу на современном уровне они еще не знали или знали то, чего не знаем мы) для обозначения первых послепотопных народов – в данном случае – преимущественно Европы.
Библейский Иафет как бы символизировал «духовное единство» этих народов. К моменту создания русских летописей Мидия, Сарматия, Скифия и ряд других упоминаемых летописцами стран давно не существовали.
Формула средневековых летописей «Русь, чюдь и вси языци» - по сути – определяла единство северных народов на первое послепотопное время – по христианской хронологии позже 3264 г. до н.э. Во времена Троянской войны известен царь Рез. 28 – 26 веков назад отмечены деяния реальных урартских царей, носивших имена Руса. Библия примерно на это время отметила грозного царя северян Роша (Роса в греческой передаче). По мере христианизации Скифию окрестные народы и стали называть Росия, что закрепляли византийские источники с 10 века.
Росия – Россия (краткие заметки по отечественной истории)
Не стоит забывать аорсов, роксоланов и росомонов поздней античности, ругов (Рюгена-Руяна), как и «Регину ругорум» Ольгу немецких источников
Источники: shm.ru, gumer.info, vivovoco.rsl.ru, rustrana.ru, arya.ru, wikimedia.org, znanie-sila.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.