войти

Росомоны Приильменья (страница 7)

Надо устойчиво обращать внимание на античный город Россос (Русополис)  и «роусскую епархию» к началу средневековья.

Сократ Схоластик. Церковная история (404 г.) в глава 25 отметил, что среди подписавших решения Антиохского собора времен императора Иована (363 г.) были: «Веруем во единого Бога Отца вседержителя, и прочее в символе веры. Мелетий, епископ антиохийский, согласуюсь с вышеписанным, Евсевий самосатский, Евагрий сикелийский, Ураний анамийский, Зоилларисский, Акакий кесарийский, Антипатр росский, Авраамий уримский, Аристеник селевковильский, Варламен пергамский, Ураний мелитинский, Магнос халкидонский, Евтихий элевтеропольский, Исаконис из Великой Армении, Тит бострийский, Петр сиппский, Пелагий лаодикийский, Аравиан антрский, Писон аданский через пресвитера Ламидриона, Сабиниан зевгматский, Афанасий анкирский через пресвитеров Орфиста и Аэция, Фринион газский, Писон августийский, Патрикий палтийский через пресвитера Ламириона, Анатолий верийский, Феотим аравский, Лукиан аркийский".

Христианские епархии включали к 5 веку немало выходцев из Скифии, да были активны и на рубежах самой Скифии;
Для западной науки искаженное представление о христианизации  территории Скифии – России доминирует до сих пор (крещение России относят почти к 13 веку), так как «истинное христианство» ассоциируется только с католицизмом.

Активность северян на юге просматривалась в ряде епархий, включая Скифополь. Но заметную роль здесь играл и Россос (Rhossus), что располагался так (выделен красным)

Современное расположение Россоса (Арсус) недалеко от Антиохии (ныне Антакьи)

Турецкий населенный пункт Арсус (Арсуз; Arsus: Рхоссос или же Росус ,Улучинара, на берегу Средизерного моря (южнее Искердеруна), западнее Антакьи (Хатая, бывшей Антиохии) явно названием наследует тюрские обозначения словено-русов – аорсы, орси, орус и т.п..

Даже в среде славянства словено-русы нередко отличалитсь чрезмерным буйством. В частности, на старом сербском арсуз - као именица: безобразник, арсузин; као придјев: безобразан, који нема стида; (фиг). љут, злочест, зле нарави.

Любопытно, что в 2004 г. жители Арсуза избрали градоначальником христианина Фуата Сумеа – это очень не характерно для мусульманской округи. Возможно, так проявилась память о многовековой христианской традиции этих мест.

Один из активистов Интернета, просматривая интересные сайты, отметил, что еще в 198 году епископом Антиохии стал Серапион. Он известен посланием к церкви Росской в Киликии, что трактуется  первым случаем официальной переписки, когда упоминаются росы.

Дмитрий Логинов в статье «Чин Мелхиседеков» ( Взгляд митрополита Иллариона Киевского на Ветхий Завет) на основе ряда источников указал:
«… Иерусалим, воздвигнутый, как минимум, за три с половиной тысячелетия до Р.Х.[13], был испокон известен различным народам Палестины именно как Град Божий. Арабы именовали его El-Kods (Святой Город). А прежде них различные племена, потомки переселенцев с Севера, называли God’s (Божий); Evus (Святой), Ievus или Dievus (Диев – Богов). Скифы, основатели Скифополя, Русополя и других городов «языческого» Десятиградья именовали его Русалы, то есть место Русалий, праздника в честь Бога Всевышнего.

Когда росы-русы могли основать Русополис и Россос, сказать трудно. Например, в 35 км севернее Россоса стоит Искендерон (старинное название Александрет). Он основан Александром Македонским после победы над персами на равнине Иссос. А юго-восточнее от Россоса Антакья - Hatay (библейский  Антиок) стоит на реке Аси (соблазнительно Арсе; античном Оронте), на плодородной равнине, окружённой горами. Его посещали Святой Павел, Святой Петр и Святой Барнабас (получал образование в Иерусалиме).

Интернет сообщает, что Россос - приморский городок в северной Сирии, неподалеку от будущей Антиохии. Упоминается Плутархом в Жизнеописании Деметрия и Антония – соратников Александра Македонского, переживших полководца.

Конкретно, Деметрий двинулся в глубь страны, к Киндам.  Там  он обнаружил в сокровищнице нетронутые тысячу двести талантов,  забрал  деньги,успел погрузить их на корабли и поспешно вышел в море. Той порой приехала  и Фила, супруга Деметрия, и подле Россоса {29} они встретились (около 301 г. до н.э. ?) с Селевком. Эта встреча от начала до конца была поистине царской, свободной от  коварства  и взаимных подозрений. Сперва Селевк давал Деметрию пир в своем шатре, посреди лагеря, потом Деметрий принимал Селевка  на  огромном  судне  с  тринадцатью рядами весел.  Были  тут  и  совещания,  и  досужие  беседы,  и  увеселения, тянувшиеся  иной  раз  целый  день;  наконец,  забрав   Стратонику,   Селевк торжественно отбыл в Антиохию.
Связи Александра Македонского со Скифией и участие скифов в его известны.

По археологическим данным основание Скифополя относят к 11, 7 и 4 векам до нашей эры. Оживление Скифополя в 4 веке до н.э. может свидетельствовать о новом потоке северян на святые земли. И тогда в память о Роше (Росе, Русе) Иезекииля мог появиться населенный пункт Россос, который и стал ориентиром при исторической встрече Селевка и Деметрия. Затем округа Россоса одной из первых в округе поддерживала христианскую веру. Но почти за тысячу лет до официального крещения Руси князем Владимиром.

Этот факт тоже общеизвестен в истории православной церкви, если помнить – например – хоты бы монографию Высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского и Коломенского

Введение. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира
Предисловие
Часть I. История христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства (ок. 60 - 862)
Введение
Глава I. Проповедь святого апостола Андрея в странах наших
Глава II. Церковь Христова в древней Скифии… Новороссийском крае
Глава III. Церковь Христова в древней Сарматии… Кавказком крае
Глава IV. Церковь Христова в Закавказье
Заключение
Часть II. История христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире
Глава I. Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык
Глава II. Начатки христианства в царстве Русском со времени основания его от великой княгини Ольги …
Вселенские святые, подвизавшиеся или скончавшиеся на территории будущей Российской Империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси
Православные монастыри, основанные на территории будущей российской империи (в Крыму) до крещения Руси
Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви.

К сожалению, собственно Росская епархия почти на Святых землях из истории российских христиан выпала. Епархии в округе Скифии и с активными христианами из Скифии были заметны – к примеру – во времена  Иоанна Златоуста (ок. 347-407 гг.). Тогда в целом усиливалось тотальное влияния выходцев из Скифии (готов, аланов, гуннов и др.) на жизнь позднеантичного мира. Иоанн происходил из близкой скифам и праславянам среды в округе Антиохии. Отец Секунд был военным и рано умер. Мать Анфиса (Анфуса) испытывала немало трудностей, но помогала тетка - сестра отца - набожная христианка. Евнух Евтропий (выходец из округи Кавказа), бывший раб (евнухи ко двору императора зачастую попадали и из славян), после смерти архиепископа Нектария выдвинул Иоанна на патриарший престол, который тот и занимал в 398-404 гг.

В это время «скифы» обильно обосновались на руководящих постах при императорских дворах Рима и Византии, их было немало и среди церковных иерархов. Иоанн лично встречался с командующим северными войсками скифом Гайной, который фактически властвовал в округе Константинополя. Гайна в 400 г. был разгромлен и убит придунайским князем Ульдином, произносившим фразы в честь власти солнца - типа раннесредневековых высказываний славянина Добрента и тюрка Турсанта (с земель нынешней России). Но уже вскоре смещен с престола сам Иоанн, его заменил Арсакий - брат умершего Нектария.

Иоанна отправили в ссылку, все более перемещали к Кавказу (одной из целей перемещений был Питиунд: Пицунда). Ссылали обычно туда, где имели прочные позиции ссылающие (а не ссыльные). Иоанн умер в сентябре 407 г. в Команах у Понта, где погребен в церкви Василиска (мощи в 438 г. перенесли в Константинополь). Среди последних корреспондентов писем Златоуста можно отметить Феодосия, епископа Скифопольского, и Порфирия, "епископа росского" . Он отмечал стойкость и твердость веры "росского", его умение преодолевать тяжелейшие обстоятельства. Его "Слово к блаженному Вавиле", а также против Юлиана и к язычникам, могли дать какие-то штрихи к народному эпосу о Вавиле, к осмыслению реальных глубин скифской мудрости. Иоанн состоял в переписке и с одним из образованных царей Малой Скифии того периода Сораном (Сорантом) 

Россос – часть (кусочек) позднеантичной «Русской земли», как Русская Америка в 19 веке – часть России, или нет ?! Вопрос отчасти теоретический, но больше практический. Опорой христианским северным паломникам Росская епархия ко временам раннего средневековья явно была, здесь отчасти соратники Фомы Славянина находили опору. Но территориально единицей Скифии, Сарматии, Готии, Гуннии – понятно – не являлась.

Язык и письмена этих «россов» явно были еще не нынешними – русскими, а греческими. Но не отметились письменами и первые князья династии Рюриковичей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, сам Владимир, Ярослав Мудрый (Ярицлейб скандинавских саг), да и ряд последующих властителей Руси. Царское дело – подписывать, а не тексты писать (писцы на то). Да не особо монахи, призванные верой хранить многотысячелетнюю память деяний создателя, и чтили всякие древности.

Ранняя восточнославянская грамота на пергамене была найдена в начале XIX века епископом Евгением (Болховитиновым) в куче гнилых архивских бумаг новгородского Юрьева монастыря, когда один из монахов вез ее, вместе с разным сором и хламом, чтобы утопить в реке Волхове. Так была выявлена жалованная грамота великого князя Киевского Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю, или Мстиславова грамота, около 1130 года. К этому времени – 1130 году, - в Великом Новгороде появились уже десятки ныне выявленных берестяных грамот обычной бытовой переписки.

Средневековые русские летописцы, произведения которых все еще признаются большинством историков за самые «объективные» в отражении начал отечественного прошлого, начинают «Русскую землю» с ее упоминаний в «летописании греческом» (византийском) времен начала царствования императора Михайла III.

При этом «начала царствования» относят к 852 году, хота Михаил коронован трехлетним ребенком в 842 году. Тогда «народ Рос» атаковал Южное Причерноморье, включая город Амастриду. Но французские Бертинские анналы – «летописание франкское» - отметили появление послов «народа Рос» при дворе короля франков еще в 839 г. Ранее есть упоминание народа у армян и сирийцев, в ряде христианских источников, включая высказывания Прокла 434 г. В конечном счете, выясняется, что библейский князь Рос (иудейский Рош) как владыка народов от краев земли упоминается еще пророком Иезекиилем в 6 веке до н.э. И традиция связи Роса (Роша) как Гога и Магога с народами Великой Скифии идет хотя бы со времен Иосифа Флавия 1 века н.э. В частности, Гог очень привлекателен и для трактовок раннесредневекового титула каган (хакан и т.п.). По грузинским источникам 11 века (по более ранней греческой традиции) «скифы кои суть русские» атаковали Константинополь в 626 г., и во главе их был именно каган. Каган упоминается и в связи с росами 839 г.

Название Rhos Бертинских анналов ((se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant.-Annales Bertiniani) считается обычно отражением греческой формы термина в латинском (франкском) памятник...

Сирийское hros "хрос" в продолжении истории Захария Митиленского, написанном в 555 году,  показывает, что произношение могло пройти через армянскую традицию, ибо в чисто сирийском было бы "rhus" или "rhos". (Пигулевская Н.В. Имя "рус" в сирийском источнике VI в. н. э. Академику Б.Д. Грекову ко дню семидесятилетия)

Источники: ispovednik.ru, klikovo.ru, vizantia.jino-net.ru, romanity.oodegr.com, slovari.yandex.ru, biblicalstudies.ru, svali.ru, kultur.gov.tr, rastko.org.yu, a1.com.mk, rusobsch.ru, biblia.ru, hrono.ru, narod.ru, russika.ru, ancient.myriads.ru, lib.ru, russika.ru, rus-sky.com

Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.