Петр Золин доктор исторических наук, профессор |
Многое в истории, к сожалению, оказывается политизированными версиями. Одни факты (а зачастую и мифы), необходимые властям и жрецам, выпячиваются, навязываются. А масса иной правды – утаивается, высмеивается, а то и уничтожается. Как в начале ХХ1 века – применительно к истории Приильменья - о росомонах, аорсах и иных досредневековых росах-русах. Хотя тюркские обозначения русских почти две тысячи лет тяготеют к словам – орус, урас, урыс и т.п.(вероятное обозначение живущих у Ра – античное название Волги). Даже чечены именуют русских орси. Куда делось начальное «а», это «рси» (речь и решать) лингвистам.
Историк Иордан после упоминания Германариха (Эрманариха) в королевском роду правителей Скифии и Германии , в первой половине VI века сообщил: "После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих [около 330 – 350 гг. н.э.: П.З.], благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов (здесь исследователи с учетом "росомонов" видят элементы будущей формулы русских летописей - Русь, чюдь и вси языци: весь, меря, мордва...)
Держава Германариха 4 века
Славный подчинением столь многих [племен, народов], он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов (затем Аларих предстает как покоритель Рима), в большей части перебитое, не подчинилось — в остальной своей части — его власти... Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов : по воле судьбы они [элуры] также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов (гетами в VI веке источники называли и славян) Германариху.
После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов[помним Венемаа, Венейя для эстонцев и финнов и ныне Россия: П.З.], которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов [ то есть и словене Приильменья – по Иордану – происходят из прибалтийских античных венедов: П.З. ]. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха . Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью . Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов , самое страшное из всех своей дикостью. Из древних преданий мы узнаем, как они произошли .
Всех скифов, забранных еще при вступлении, они принесли в жертву победе, а остальных, покоренных, подчинили себе. Лишь только они перешли громадное озеро, то — подобные некоему урагану племен — захватили там алпидзуров, алцилдзуров, итимаров, тункарсов и боисков , сидевших на побережье этой самой Скифии. Аланов , хотя и равных им в бою, но отличных от них [общей] человечностью, образом жизни и наружным видом, они также подчинили себе, обессилив частыми стычками. Когда геты увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен[точнее переводить – народов: П.З.], призадумался, однако, с приходом гуннов.
Вероломному же племени [народу] росомонов , которое в те времена служило ему в числе других [ народов] племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного.
Узнав о несчастном его недуге, Баламбер [славянизированный вариант: Велемир: П.З.], король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились . Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни . Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами."
Вариант реконструкции облика росомонов, доспехами «катафракт» ( типа рыцарских)напоминавших поздних роксоланов.
Держава Германариха (Эрманариха и т.д.) ныне рассматривается как период в истории государственности Великой Скифии IV века н.э.(Сарматии и т.д.).
Понятно, что венедов Прибалтики, гольтескифов (голядь ?) , тиудов (чудь ?), инаунксов, васинабронков (весь ?), меренс (мерю) , морденс (мордву) войска Германариха покоряли в округе и на территории будущей средневековой Новгородской земли. Если росомоны входили в войска Германариха, то они и по этой земле прошли. Какую память оставили – иной вопрос. Но в русских летописях перед мерей и мордвой значится «Русь, чюдь и вси языци». Если начинать державу со времен Германариха, то эту «Русь» (вероятно, идущую и от аорсов Птолемея) стоит на будущей Новгородской земле поискать. Единственная проблемы – эти росы-русы явно очень подвижны. И нередко покидают родные края навсегда. Археологические находки, показывающие далекие евразийские связи античных жителей Новгородской земли, все более накапливаются исследователями.
Правда, это более накапливают Александр Николаевич Башенькин и другие – например, вологодские, - специалисты не из современной Новгородской области. Но в памятниках археологии на границе Вологодской и Новгородской областей. И все больше здесь античных предметов, нередко с яркой для Великой Сарматии (наследницы Великой Скифии) символикой. Здесь и стилизации под «медведей» (4,5), и фигурка, несколько напоминающая будущий «знак Рюриковичей» (7), «крест в круге» (4) и т.д. Всем этим символам по 2,5 – 1,5 тысяч лет. Сарматская природа находок – их близость хотя бы аорсам - все более очевидна.
Близкий событиям времен росомонов Аммиан Марцеллин еще в 4 веке отмечал:
"И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе.
При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха, весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов.
Пораженный силой этой внезапной бури, Эрменрих в течение долгого времени старался дать им решительный отпор и отбиться от них; но так как молва все более усиливала ужас надвинувшихся бедствий, то он положил конец страху перед великими опасностями добровольной смертью.
Витимир, избранный после его кончины царем, оказывал некоторое время сопротивление аланам, опираясь на другое племя гуннов, которых он за деньги привлек в союз с собою. Но после многих понесенных им поражений, он пал в битве, побежденный силой оружия».
То есть одними из виновников смерти Эрменриха признаются аланы (понятно, близкие и роксоланам). И прямым наследником во власти Эрменриху оказывается царь Витимир. У Иордана подобный наследник Германариха значится как Винитарий.
Римляне, выходит, знали про «обширные и плодородные земли» державы Эрменриха. Как помним по летописям киевского круга, привлекательность земли оставалась главным аргументом державы и в 9 веке:
« В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене».
Так или не так, но источники поправлять не будем.
Как-то получается, что как бы стесняясь проявлять свой ярый неонорманизм , научные кланы, бывает, выпускают впереди себя женщин. Они нередко озвучивают то, что должны бы твердо сказать мужики. И вот идут в научные сражения В.П. Буданова (для нее все готы – германцы), Е.А Мельникова (превознося англосаксов и скандинавов), Т.Н.Джаксон ( гипертрофируя значение скандинавов на Руси) и другие интересные исследователи. Идут, не зная - к примеру - геноэтнографии, выискивая истоки народов на тысячи лет позже обозначивших преимущественно эти народы гаплогрупп.
Автор этой статьи несколько лет назад задался вопросом: А не пройтись ли по современных научным работам, что так или иначе проповедуют неонорманизм ?! Посмотреть на их методы и приемы. И выяснилось, что чаще всего лаконично и ясно выражают суть неонорманистских построений именно женщины. Им не надо вилять, прятаться за авторитеты. Они занимают вполне четкие позиции.
Среди прогерманских работ историков, безусловно, есть немало интересных и полезных. Хотя бы по историографии и фактуре.
В частности, заметен труд И.В.Зиньковской «Росомоны Иордана в свете германской эпической традиции и этимологии» (Вестник ВГУ, Серия: История. Политология. Социология, 2008, № 2 25 УДК 930.85), по оценке издания, якобы в « результате тщательного историографического анализа отечественной и зарубежной литературы автор приходит к выводу о несостоятельности всех предложенных ранее «этнических» интерпретаций имени росомонов (иранской, славянской, германской и др.)». К сожалению, несостоятельность германской интерпретации – на самом деле – просматривается в итоге с трудом.
Далее просьба сверять все по тексту самой работы И.В.Зиньковской.
По оценке И.В.Зиньковской, Иордан был готом, остроготом. Это не вызывает никакого сомнения, так как он сам сообщил о своем происхождении: заканчивая «Getica», он заверяет читателя, что не прибавил ничего лишнего в пользу племени готов, из которого происходит («nec me quis in favorem gentis praedictae, quasi ex ipsa trahenti originem, aliqua addidisse credat», – § 316)
В данной фразе (Get., § 316) наречие quasi имеет, несомненно, значение «как», но не «как бы», «почти»; «quasi ex ipsa trahenti originem» выражает только такой смысл: «как ведущий происхождение от того [вышеназванного] племени», но не «как бы ведущий...», тем более не «почти ведущий...» Никакого колебания, никакой двусмысленности в этих простых словах нет. Моммсен отметил в указателе «Lexica et grammatica», что слово quasi может означать не только «tamquam», но и «utpote». Он, правда, не указал примера из § 316, где quasi употреблено именно в значении «utpote» либо «sicut», «velut», «ut».
Употребление Иорданом слова quasi в § 316 может быть приравнено к употреблению им того же слова в Get., § 88: «ad Eliogabalum quasi ad Antonini filium», или в Get., § 160: «quasi adunatam Gothis rem publicam». Ясно, что в этих двух примерах quasi не может иметь значения «как бы».
Вместе с тем не только Моммсен доказывал, что Иордан, объявивший себя готом, мог быть тем не менее одновременно и аланом. Для объяснения такого странного положения Моммсен в качестве примера приводит полководца по имени Бесса (Bessa, Βέσσας). По Иордану, Бесса был сарматом (§ 265), а по Прокопию – готом (Bell. Goth., Ι, 16, 2; Bell. Vand., I, 8, 3). Моммсен пришел к заключению, что Иордан в отношении Бессы прав, а Прокопий ошибается, но ошибка последнего объясняется тем, что в широком смысле Бесса мог все же причислять себя к готам.
В автобиографической справке в § 266 Иордан как бы заранее дает уточняющее пояснение: он повторяет, что Кандак, которому служил его дед, и есть тот самый Кандак, который был предводителем аланов, и что его, Иордана, дед, по имени Пария, и есть, естественно, родитель его отца Вийамута.
Вероятно, Пария состоял нотарием при аланском князе Кандаке долгое время, во всяком случае до смерти последнего. По стопам деда пошел и внук. Он был нотарием у крупного военачальника Гунтигиса Базы, который приходился племянником Кандаку по матери. По отцу Гунтигис База был готом из знатнейшего рода Амалов. Иордан указывает имена двух Амалов: отца Гунтигиса звали Андагом (Andagis, Andag), деда – Анделой (Andela).
Иордан мог быть алано-готского происхождения, полиэтничного, к чему традиционная историография привыкает с трудом. Это И.В.Зиньковской не очень нравится: «…Неточным представляется утверждение Л. Ранке: «Кто же был этот Иордан? По его собственному рассказу он был готско-аланского происхождения» («von gothisch-alanischer Abkunft»). Нравится или не нравится, но в любом случае вклад Иордана в историю России огромен.
Источники: velizariy.kiev.ua, imwerden.de, jotunheim.narod.ru, vestnik.vsu.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.