Да, судя по древненорвежской «Песне Хамдира» (Hamðismаl) и знаменитому изображению, высеченному на готландском камне Ардре VIII, героическая песнь о гибели Эрманариха-Йормунрекка не позже второй половины VIII в. была известна и в Восточной Скандинавии. Причем в этой саге Сванхильда (Svanhild) уже становится женой короля, которую он приказал из-за супружеской измены растоптать конями.
В свою очередь, мстя за эту расправу, на Йормунрекка во время сна совершили покушение братья Сванхильды, Хамдир и Слрли (Ammius и Sarus Иордана). Они отрубили спящему королю руки и ноги, но не успели отсечь голову. Пришедший в себя раненый Йормунрекк приказывает своим воинам забросать братьев камнями. Побитие камнями – ритуальный способ казни не только у готов .
Готландский камень Ардре VIII (фрагмент)
В «Песни о Хервёр» («Hervarar saga», 7) – одной из так называемых «саг древних веков», но записанной в XIII в., – главным персонажем является король Эрманарих (Хейдрек). В ней утверждается, что «Хейдреком будет звать его народ и станет он самым сильным на Земле». Еще в юности он убивает мечом, носящим «говорящее» имя Tyrfi ng (ср.: тервинги – этноним визиготов), своего брата и за это отправляется отцом в изгнание на чужбину.
Хейдрек уходит на восток, вначале в Гардарики, далее в Хуналанд («Страну гуннов»), пока наконец не становится королем Рейдготланда. Reiðgotaland – в сагах название эпической прародины готов . Вначале он проявляет себя как мудрый мирный король страны «блестящих готов» (хрейдготов = гревтунгов).
Однако в конце жизни Хейдрек вступает в спор с Одином и, не сумев отгадать его загадку (Heidreks gatur), поднимает меч против бога. И из-за этого неверные слуги, придворные убиваю своего короля [48. Die Heidreksrätsel // Thule. – 1932. – Bd. II. – S.165]. По упомянутым в саге топонимам и этнонимам, изложенный выше рассказ считается очень ранним, восходящим к готскому сказанию.
Здесь бы еще добавить, что сам Один происходил из южного Асгарда. И на своем пути в Скандинавию проходил Гардарики (Русь). А Великая Скифия признавалась скандинавами Великой Свейсией, жилищем богов. Здесь они были обязаны искать славу и жен.
Раннесредневековый эпический сюжет вместе с изображением на камне Ардре VIII – по оценке И.В.Зиньковской - может пролить свет на вопрос, откуда в более раннем рассказе Иордана взялись загадочные росомоны. Дело в том, что в лексиконе готской Библии, записанной Ульфилой в IV в., есть не только слово manna – «муж», но и слово rohsns = др.гр.οίκος – «двор» . Известно, что последнее употреблялось и остроготами, т. к. производное от него слово razna сохранялось в языке крымских готов вплоть до позднего Средневековья .
Если это так, то получается, что rohsоmannаs –– rosomoni по-готски могло означать что-то вроде «люди двора», т. е. «придворные». В таком случае коварные братья-росомоны Сар и Аммий – это лишь придворные, слуги из окружения Эрманариха, а не особое, покоренное им племя (этнос), которое так долго и безуспешно искали историки и археологи. Во всяком случае, таковыми они стали в общегерманском эпическом сюжете эпохи Великого переселения народов. В этом контексте получает логическое объяснение и странное, на первый взгляд, имя одного из братьев – росомонов Аммий, включавшее древнюю основу со значением «слуга».
«В таком ключе вопрос о росомонах еще не рассматривался в нашей науке. Представляется, что предложенный выше подход проливает свет на событие, послужившее прелюдией к гибели остроготского королевства Эрманариха – это был заговор среди приближенных остроготского короля. Наша гипотеза снимает целый ряд неразрешимых вопросов не только в истории готов в Северном Причерноморье, но и в предистории Древней Руси. Во всяком случае, кажется, ее истоки следует искать, не привлекая проанализированное выше свидетельство Иордана о заговорщиках-росомонах» (итог всему по И.В.Зиньковской).
Вывод же слишком однозначен…
А где же обещанный отход от этноцентризма ?!
Неонорманизм опять выиграл ?!
Все уточнения можно получить и у автора
Воронежский государственный университет
И.В. Зиньковская, кандидат исторических наук,доцент кафедры истории средних веков и зарубежных славянских народов
medieval@hist.vsu.ru
Тел. 24-75-14
Voronezh State University
I.V. Zin'kovskaya, the candidate of the historical
science, the docent of the department of History of the
Middle ages and Foreign Slavic Studies
medieval@hist.vsu.ru
Тел. 24-75-14 И.В. Зиньковская
И чё теперь ?!
Однозначных и абсолютных по доказательности версий – очевидно - нет. Росомоны могут иметь связи с роксоланами, а могут и не иметь. По гаплогруппам – вероятнее всего – имеют. Выводят к нынешнему населению Европейской России и соседних стран. Включая и скандинавов.
Надо искать и ономастику с корнем «рос». Это не абсолютные доказательства, но все же в общей массе полезные.
Например, Росстани – деревня в Южном Приильменье (есть подобные и в иных местах России). Правда, здесь в Приильменьи все Околорусье - вокруг средневековой Русы. Река Порусья из озеро Русско. Деревня Русско есть в Западном Приильменье, недалеко от Мсты (части античного Хесина ?).
Подале Новгородской земли Ростов не хуже Ростока по сближению с корнем «рос», а затем и росомонами.
Старая Русса. Воскресенский собор у мыса, где выявлялись неолитические находки
Околорусье. Вид из Космоса
Новгород – Старая Русса. Территориальные связи
Васильев В. Л. в работе «Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования) / НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005. – 468 с. (Серия «Монографии»; Вып. 4.).
ISBN 5–98769–006–4 и др. обратил внимание на взаимосвязи ононимов
Роскино, 347 |
Ros, 347 |
Но это выявлено в основном на материалах позднего средневековья, при обособленном из индоевропейства русском языке.
Здесь ононимы на «мен» уже включают корень обычно в начале имени.
Ментихи, 114
Ментюхин, 113
Менухова, 113
Менюхов, 113
Менюша, 112
Менюши, 113
Менюшка, 113
Менякова, 113
А имена типа Парамон, Артамон и подобные надсадно – правда, не В.Л.Васильевым - трактуются как западно-европейские.
Поиски росомонов Приильменья могут быть тупиковыми, могут дать результаты не скоро или вовсе не дать. Но не могли миновать росомоны хотя бы некоторые российские места, где ономастика хранит корень «рос». Приильменье к таким местам вполне относиться. Помним, известна здесь и деревня Росстань (Парфинский район). Ее житель Владимир Баринов, человек, влюбленный в родной край, создал небольшой, но "ладный" музей деревенского быта. Росстань – расставание , хотя не стоит спешить расставаться с версией о росомонах Приильменья.
Прямо скажем, ныне в Интернете много всякой слишком осведомленной и любознательной молодежи. Один из ее ярких представителей – некий Skaso4nik. Не чтит он официозную историю, всякие версии нехорошие напоминает.
Skaso4nik
24.5.2007, 8:07
Всем привет от Сказочника.
Сегодня не про Буса Белояра, а про его сестру - Деву- Лебедь (Лыбедь). К религии и истории также имеет отношение - так как легенды и не являются историческими фактами, тем не менее, повторённые в мифах и эпосе разных народностей, могут быть представленны, как исторический материал.
Итак:
У Буса Белояра - последнего выборного князя Русколани, было семь братьев и одна сестра (любопытное соотношение, которое часто фигурирует в сказках). В середине третьего столетия (н. э.) Русколань вела длительную войну с Остготами под предводительством столетнего (ср. Кащей) конунга (совр. Кёниг) Германареха. Узнав о красоте Девы - Лебедь, Германарех предложил перемирие за брак с Девой - Лебедь. Сватать её отправился сын Германареха - Рангвер.
Как развивались события дальше я не знаю, но наступил момент, когда Дева- Лебедь (в англо-саксонской группе лебедь - swan) т. е. Сванхильда полюбила Рангвера. Германарех узнал об измене. Он повесил Рангвера, а Сванхильду, по одной версии разорвал двумя лошадьми, по другой затоптал табуном лошадей. Узнав об этом Бус Белояр отправляется с войском на Остготов отомстить за сестру и вместе со своим братом Златогором смертельно ранит Германареха.
Не особенно выдающаяся история - если бы не одно обстоятельство:
История или эпос?
Вслед за этими событиями в “Гетике” следует сюжет, связанный со смертью Эрманариха, описание которой достаточно сильно отличается у Аммиана Марцеллина и Иордана. Обычно больше доверия вызывает у историков Марцеллин, как современник. Аблавий, Кассиодор, Иордан создавали свои труды по крайней мере через 150 лет после описываемых событий, но есть очень важный момент, который не в меньшей степени говорит, как нам кажется, о доверии к сочинению “Гетика”. Дело в том, что версия сюжета, изложенная в VI веке в “Гетике”, была многократно повторена с вариациями в германском героическом эпосе IХ-ХIII вв., и по ним можно восстановить некоторые неясные детали сюжета, изложенного Иорданом.
Рассмотрим сюжеты предания о смерти короля готов. В тексте “Гетики” излагается завязка предания о смерти короля ввиду измены ему членов рода Росомонов. Эрманарих, движимый яростью, приказывает некую женщину по имени Сунихильда из названного рода за коварный уход от мужа разорвать на части (четвертовать?! — Хойслер 1960: с.434-435, прим.155), привязав к диким лошадям. Ее братья, Сар и Аммий, мстят за гибель сестры, ранив мечом в бок короля. Получив эту рану, он влачит жалкую жизнь вследствие немощи тела (Гет., 129). Следует оговориться, что исследователи текста “Гетики” трактуют по-разному фразу: “Из-за коварного бегства ее мужа” или “Коварного бегства от мужа”, т.е. бегство жены от самого короля (Анфертьев 1991: комм. 223). В любом варианте прочтения речь идет об измене королю члена рода Росомонов. Менее чем через 300 лет это предание было воспето в знаменитой щитовой драпе, посвященной Рагнару Лодброку, которую сочинил самый известный норвежский скальд Браги Старый. Сюжет гибели двух братьев, Сёрли и Хамдира (древнеисландская передача имен Сар и Аммий), изображен на щите. Время появления этой драпы З.Ярхо относит к 830 г.н.э. (Ярхо 1934: 51).
Сюжетная основа предания, изложенного в Гетике, 129, расширяется, появляются новые персонажи. Существует третий брат Эрп, но непонятны его функции в деле мести: у короля есть сын Рандвер, и жену Ёрмунрекка зовут Фогльхилда. Сюжет драпы следующий: два брата, Сёрли, Хамдир и, может быть, Эрп, мстят конунгу Ёрмунрекку (Эрманариху) за печаль (за сестру Фогльхильд) в доме предков Рандвера, отрубив конунгу руки и ноги; воины Ёрмунрекка умерщвляют их камнями. Сёрли и Хамдир являются сыновьями конунга Йонакра и потомками Гьюки (перевод драпы Вадима Казанского, любезно предоставленный мне Д.А.Мачинским, которым я выражаю свою признательность). Наиболее подробно и с новыми деталями это предание изложено в исландском героическом эпосе — “Младшей Эдде”, “Старшей Эдде” и норвежской “Саге о Вёльсунгах”, записанных в ХIII в. Сюжеты очень близки, но не совпадают некоторые детали, которые представляются нам наиболее интересными.
В "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона рассказан сюжет сватовства сына конунга Рандвера и советника Ёрмунрекка Бикки к Сванхильд — дочери главных героев “Песни о Нибелунгах” Гудрун и Сигурда (рис.4). Бикки оговаривает Рандвера и Сванхильд, и Рандвера вешают в лесу. Перед смертью он передает отцу своего сокола, выщипав у него перья. Ёрмунрекк понимает: как беспомощен бесперый орел, так беззащитно его государство, ибо он стар и нет у него больше сына.
Источники: drunemeton.itersuum.ru, vestnik.vsu.ru, photoforum.ru, portal-russa.ru, russa.narod.ru, window.edu.ru, iriss.ru, istorya.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.