Вновь стоит помнить, что курганные обряды захоронений развиваются в Северном Причерноморье хотя бы несколько тысячелетий. Есть античные и южные аналоги украшениям с выемчатой эмалью, манжетовидным браслетам, крестовидным подвескам, некоторым типам фибул, шпорам и т.д. То есть нельзя видеть прямые аналогии только в западно-балтском регионе.
Уже тысячи лет наблюдаются и антропологические разнообразия во многих полиэтносах. Констатируется, что население, оставившее каменно-земляные курганы конца IV - V вв., было неоднородно в антропологическом отношении. Мужчины и женщины принадлежали к различным антропологическим типам: мужчины - к узколицему грацильному, параллели которому обнаруживаются среди раннесредневековых ятвягов Сувалкии, женщины - к умеренному массивному широколицему типу .
По В.В.Седову, такую ситуации можно объяснить только тем, что пришлое население, принесшее в Среднее Понеманье курганную обрядность и шероховатую керамику, в основном было мужским и оно вступало в брачные связи с женщинами иного племени. Но к сожалению, из-за господства обряда трупосожжения, как в предшествующее время, так и в начале средневековья определить конкретное происхождение женской части этого населения по данным антропологии не представляется возможным. Хотя всех узколицых археолог записал в ятвяги, не имея возможности их спросить об этом.
Вместе с Б.А.Рыбаковым и другими исследователями В.В.Седов обращался к периоду короля Скифии и Германии Германариха, который укрепил державу от Черного моря до Балтики около середины 4 века. Но влияния этой державы на археологическом материале прослеживать в сводной работе не стал, хотя и упомнил В-образные пряжки и иные вещи , которые были в то время широко распространены в Европе.
Дело в том, что державу Германариха использовала фашистская идеология для своих антироссийских устремлений – «славяне вечно могут быть только рабами, подчиненными». Но держава Германариха была очень многонациональной. И в ней могли приходить к власти со времен Великой Скифии самые разные этнические группы. И вскоре это показала знаменитая Гунния от Сибири до Франции.
Индикаторами державы отчасти становится и распространение лунниц-пельт с инкрустациями и зернью. С.Ю. Каргапольцев, И.А. Бажан К вопросу об эволюции трёхрогих пельтовидных лунниц в Европе (III-VI вв.) // Петербургский археологический вестник. Вып. 7. 1993. С. 113-120.
В сводной работе у В.В.Седова идет переход к знаменитой «культуре псковских длинных курганов», немалым числом представленных и в бассейне Ильменя. Но все же начинается распространение этой культуры примерно со времен формирования державы Германариха, состоявшей наряду с готами, герулами и венедами из гольтескифов, тиудов (2), инаунксов (3 – у Невы и низовий Волхова), васинабронков (весь), меренс (5), морденс (6), имнискаров (7), рогов (8), тадзанс (9), атаул (10), навего, бубегенов, колдов (здесь исследователи с учетом "росомонов" видят элементы будущей формулы русских летописей - Русь, чюдь и вси языци: весь, меря, мордва...). Гольтескифов (1)относят к балтам и связывают с летописной голядью, но это вновь одна из версий. Тем более – названием явно подчеркивается тяготение этого этноса к поздним скифам. А по А.Н. Башенькину, аналоги курганам выявляются в округе на несколько столетий раньше.
По В.В.Седову, уже в середине I тыс. н.э. (около 500 г.) крупные массы населения оседают в бассейнах озер Псковского и Ильменя. До того эти земли входили в ареал культуры текстильной керамики и «принадлежали прибалтийско-финскому населению, значительную роль в экономике которого играли присваивающие формы хозяйственной деятельности». Никаких абсолютных доказательств принадлежности этих полиэтничных культур одним балтам или финно-уграм нет. Тем более, А.Н. Башенькин фиксирует появление здесь и населения с юга.
Корни культуры близки дьяковской и иным «городищенским культурам», носители которых упорно строили городища времен войн киммерийцев со скифами, а затем Великой Скифии и Великой Персии. Эти культуры тоже были полиэтничны – вбирали в себя ряд этносов индоеваропейцев, финно-угров и тюрков, с вероятным присутствием и северных семитов (в округе Приазовья они уже устойчиво проживали).
«Переселенцы 500 г.» отметились, прежде всего, погребальными памятниками - длинными курганами псковского типа . Это - невысокие валообразные земляные насыпи от 10-12 до 100 метров и более длиной, расположенные обычно рядом с круглыми (полусферическими) курганами. Среди последних есть и синхронные длинным, и более поздние, относящиеся уже к русскому средневековью.
Смена культур – важный момент. Каждый длинный курган (или одновременный круглый) заключает несколько, иногда десятки захоронений по обряду трупосожжения. Кремация умерших совершалась в стороне от «кладбища», а остатки сожжений, собранные с погребального костра, помещались в разных местах курганных насыпей. Часть захоронений встречена в ямках, вырытых в основаниях курганов, очевидно, еще перед сооружением насыпей. Основная же масса погребений совершалась затем в готовых насыпях, или в ямках, или прямо на поверхности. В некоторых курганах зафиксированы небольшие площадки для захоронений, которые устраивались в процессе сооружения насыпей. Длинные курганы псковского типа распространились на бассейны реки Великой, Ловати, Мсты, Луги, Мологи и частично Чагодощи . Так или иначе они как бы очертили контуры центра раннесредневековой Новгородской земли – словен Приильменья с их эпическим Словенском, на месте которого предстояло встать Новгороду(рис. 60 по книге В.В.Седова).
Ареал псковских длинных курганов: а - могильники с длинными курганами псковского типа; б - места находок браслетообразных височных колец середины I тысячелетия н.э.; в - ареал тушемлинско-банцеровскои культуры; г - ареал позднедьяковской культуры
Когда на севере движение полиэтносов, включая славян, выражает культура длинных курганов и близкие ей, на юге тоже заметна активность славян и их союзников. Особенно в движении Виталиана, родича влиятельных аланов Аспаров (Испора русского эпоса; откуда и Изборск ?).
Византия в V - начале VI века
В.В.Седов допускал, что обычай сооружения длинных курганов не был привнесен переселенцами, а зародился уже тогда, когда они осели в Новгородско-Псковской земле. Раскопками установлено - длинным курганам предшествовали грунтовые захоронения. Полвека назад Г.П.Гроздилов в могильнике Лезги недалеко от Изборска около одного из удлиненных курганов обнаружил грунтовое захоронение по обряду трупосожжения. Оно находилось в небольшой ямке и сопровождалось немногочисленным инвентарем, типичным для культуры псковских длинных курганов. В те годы С.Н.Орлов (учитель автора этих строк) исследовал грунтовой могильник в уроч. Кобылья Голова между деревнями Полосы и Самокража в нижнем течении р. Мсты. Остатки трупосожжений здесь также помещались в неглубоких круглых ямках . Все погребения были безынвентарными, но расположение могильника рядом с курганной группой, включавшей длинные курганы, позволило отнести памятник к началу средневековья (затем это подтвердили и радиоуглеродные даты).
Уже в 70-х годах при исследованиях на оз. Съезжем в Хвойнинском р-не Новгородской обл. Е.Н.Носовым (ныне член-корр РАН) был открыт грунтовой могильник, находящийся рядом с длинными курганами. Раскопано было семь захоронений в небольших ямках, из которых два находились в глиняных лепных урнах-горшках, а три сопровождались вещевым инвентарем (спекшиеся синие стеклянные бусы, фрагменты бронзовых пластинок и браслета, оплавленные кусочки бронзы и железный нож). Эти грунтовые погребения явно предшествовали длинным курганам.
Абсолютное большинство захоронений в длинных курганах псковского типа является безурновыми и безынвентарными. Вещевые находки весьма немногочисленны. Это - небольшие круглые выпуклые бронзовые бляшки, называемые обычно "бляшками-скорлупками", колпачкообразные бляшки с широкими закраинами, пряжки (рис. 61:1-2), ножи, глиняные пряслица (рис. 61:5), сплавы стеклянных бус, блоковидные кресала, которые имеют и античные аналоги.
Лепная глиняная посуда культуры псковских длинных курганов (рис. 61:3- 4, 6-8) неоднорода. Сравнительно небольшая часть сосудов имеет баночную форму и, по-видимому, восходит к керамике местного населения, для кого-то все еще только «прибалтийско-финского». Основная масса керамического материала находит аналогии как в синхронных «славянских» древностях Повисленья (поселение Шелиги под Плоцком, раскопанное В.Шиманьским и аналогичные памятники суковско-дзедзицкой культуры), так и среди глиняной посуды тушемлинско-банцеровской культуры, распространенной в третьей четверти I тыс. н.э. в Верхнеднепровско-Двинском регионе.
По В.В.Седову, для определения хронологии культуры псковских длинных курганов обычно привлекают бляшки-скорлупки, блоковидные кресала и В-образные пряжки. Бляшки-скорлупки имеют аналогии в эсто-ливских древностях, где они датируются II-VI вв., среди материалов моложе VI в. такие находки уже отсутствуют . Блоковидные кварцитовые кресала в памятниках Юго-Восточной Прибалтики были в употреблении преимущественно в VI-VII вв. ( уточнения: Е. Р. Михайлова К обоснованию нижней даты псковских длинных курганов)
Рис. 61. Вещевые и керамические находки культуры псковских длинных курганов
1-3, 5, 7 - Дорохи; 4 - Михаиловское; 6, 8 - Янковичи, 1,2 - железные пряжки; 3, 4, 6-8 - глиняные сосуды; 5 - глиняное пряслице
Более конкретную дату ранних захоронений в псковских длинных курганах дают В-образные рифленые пряжки. Познакомившись с одной из таких находок, происходящей из погребения в длинном кургане в Полибино на верхней Ловати, Й.Вернер отметил, что ближайшие аналогии ей находятся в среднеевропейских материалах. В частности, подобные пряжки имеются среди инвентарей могильника Притцир (Мекленбург, из округи которого Рюрик), наиболее поздние захоронения которого относятся к первой половине V в. Учитывая отдаленность полибинской находки от Среднеевропейского ареала, Й.Вернер датировал ее второй половиной V в.
Такого же типа В-образные пряжки происходят из курганных могильников Линдора и Рысна-Сааре II на западном побережье Псковского озера , а также из районов Меты и Мологи . Самая восточная находка В-образной пряжки в Новгородской земле встречена в кургане 6 могильника Усть-Белая IV на р. Кабоже. А.Н.Башенькин датирует этот курган второй половиной V в. (радиоуглеродная дата 490±30) . И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, специально занимавшиеся хронологией В-образных пряжек с рифлением, склонны ограничить время их бытования в культуре псковских длинных курганов первой-третьей четвертями V в.
Бажан И. А., Каргапольцев С. Ю. Об одной категории раннесредневековых древностей
Как и работы А.Н.Башенькина, работы И.А.Бажан и С.Ю.Каргапольцев, других реальных относительно молодых археологов и историков наш «неонорманистский официз» очень любит. Поступок В.В.Седова заключается в том, что мимо этих работ – отчасти не работающих на его концепцию – ответственный исследователь не прошел.
Источники: kronk.narod.ru, vostlit.info, nwae.spb.ru, livejournal.com, barbaricum.ru, annals.xlegio.ru, ru.wikipedia.org
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.