513/514 годом в хрониках отмечено, что византийский полководец Виталиан, «захватив всю Фракию, Скифию и Мизию, имея при себе полчища гуннов и болгар, захватил Анхиал и Одиссополь (ныне Варна), пленив Кирилла, стратилата Фракии, и грабя, дошел до Византия». До этого дружины Виталиана разбили и войска стратилата Фракии Ипатия, затем возвращенного империи за выкуп. Виталиан признавался наследником скифских царей, близким роду алана Аспара. Он вел войну против Анастасия в защиту православной веры. Армия его была непобедима. Император срочно созвал собор, осудивший преследование православных. Заключил с полководцем мир. Но вскоре народ и синклит (вече знати, элита империи) обвинили Анастасия в нарушении клятвы, данной им Виталиану. Недовольные выражали интересы и народов Скифии.
Юстин I. Солид, золото
Движение сделано на 518-527 гг. императором неграмотного воина Юстина I (Устина), происходившего из македоно-славянских слоев. Он подписывался, водя пером по прорези из букв «лего» (прочел, утверждаю). Но дал блестящее образование своему племяннику Юстиниану I, правившему в 527-565 гг. Село под будущей болгарской Софией (тогда Сердикой; землей потомков «серданов» времен Трои), где родились эти крестьяне, стало городом Юстинианой Первой. Юстин и Юстиниан вынуждены были приблизить Виталиана, «как верного и достойного служителя церкви и государства». Но позже, на банкете, полководец был убит 17 ударами кинжала. «На Юстиниана, к которому перешло все, что осталось после убитого, пало обвинение в умерщвлении единоверца, с которым он незадолго перед тем побратался, вместе участвуя в христианских мистериях». Юстиниан тут же поспешил определиться с северной державой. Укреплять позиции империи в округе Приазовья были срочно направлены Проб (Пров) и верные епископы. Со временем на южных рубежах Скифии, у Дуная и Кавказа, Юстиниан I построил или укрепил более сотни крепостей, прекрасно осознавая возможности державы «князя Роша». Северные наемники пополняли византийскую армию, но другие северяне служили и врагам империи. К сожалению, подобная двойственность до сих пор в традициях и народов России и соседних стран.
Когда Юстиниан I в 527/528 г. приступал к власти, северяне из округи Кавказа помогли Византии одержать победу над Персией . Войсками командовал стратиг Петр, сменивший стратигов Велизара, Кирика и Иринея из близких славянам групп. Царь герулов Грет крестился в Царьграде, с герулами был заключен военный союз. Стратилатом Армении стал провизантийски настроенный Цита. Происходили и другие политические перемены.Царь Персии Кавад, прошедший воспитание у гуннов, попросил двух царей «внутренних гуннов» Стиракса и Глона дать ему еще 20 тыс. воинов. Дружины пошли в Персию, но были разбиты войсками царицы гуннов-савир Боа-риск, вдовой царя Валаха.Натиском «волохов» на славян дунайских датируют русские летописи начало переселения славян на север. Глон погиб в сражении, а пленный Стиракс попал в Царьград. «Пришла к ромеям» и сама Боа-рикс, «имея при себе сто тысяч гуннов».
Империя ее оценила — «она стала союзницей и была в мире с императором Юстинианом». Возможно, вдова Валаха привела войска из округи Кавказа.Особо волновало империю Приазовье (бывшее Боспорское царство). «В этом же году пришел к императору царь гуннов, (живущих) поблизости от Босфора, по имени Горда, стал христианином и был просветлен (обращен в христианство, посвящен в тайны империи). Император принял его и, дав ему много даров, отослал в его страну охранять ромейское государство и город Босфор (Керчь: П.3.). А назван (город) был так из-за того, что выплачивал ромеям ежегодно налог вместо денег быками — (давал) дань быками».Отсюда и одно из названий денег на Руси — «скот». Округа Приазовья считалась центром оживленной торговли между ромеями и гуннами. Византия повторяла и повторяла здесь попытки утверждать свою веру.
Горда с западными наемниками в 528 г. у Азовского моря переплавил языческие статуи из серебра и электрона (серебра с золотом), за что и был убит. Царем гунны «сделали» его брата, Муа-гера (Муагериса). Они разгромили отряд испанских наемников и убили трибуна Далмация, направленных на поддержку акцию Горды. Узнав об этом, император послал вице-консула Иоанна, «внука Иоанна Скифа, сына патрикия Руфина, с большим вспомогательным скифским (войском) и одновременно отправил в поход против них по суше от Одиссополя (Варны) Годилу и стратига Бадуария (Бауда-рия). Услышав об этом, гунны обратились в бегство и скрылись. В Босфоре наступил мир, и ромеи владели им безбоязненно». Приазовья оказывалось стратегическим опорным пунктом многовековой политики сменявших друг друга империй по отношению к северным народам. Иоанн и Руфин явно были выходцами из Скифии, влиятельными при дворе императора, как ранее Аспар или Плинт.
Карта раннесредневекового мира начала царствования Юстиниана
Все перечисленные в тексте яркие исторические события на карте явно не отразились.Болгары и союзники от Дона в 538/539 г. напали на Малую Скифию и Мизию, где стратилатами были Баударий и Юстин. Допускают, что известный тогда «другн:друнг» (полк, воинское подразделение византийцев; считают одним из первых упоминаний «дружины») во главе с Баударием перешел на сторону царя болгар Вулгера («Волгаря »).
Северяне разгромили войска Юстина, и тот погиб, захватили в плен стратилата Константина и гунна Акума (Акима ?), стратилата Иллирика. Последнего император лично воспринимал от купели, Акум мог быть родичем Горды или Боярикс. Попал в аркан и Годила, но обрубил петлю мечом и бежал. Константина булгары вернули в Царьград за тысячу номисм, «Акума же держали на собственной родине с другими пленными». По иным данным, за Константина северяне получили 10 тыс. номисм (почти 150 литр золота), около 2 тыс. рублей (марок), тысячи гривен...
Стратилатом Иллирика вместо Акума стал князь гепидов Мунд, истребивший в 540 г. огромное множество северян в Иллирике. Оставшихся он провел «в триумфальном шествии по ипподрому» в Царьграде, где за несколько лет до этого с помощью и скифской агентуры против императора было направлено восстание, разгромленное Велизаром. Эти пленные пополнили вспомогательные войска империи на Кавказе. Кавказ веками создавал немалые угрозы для Византии. Еще в 516г ., поддерживая натиск Виталиана, «гунны, именуемые савир, переправившись через Каспийские ворота, совершили набег на Армению, разграбили Каппадокию, Галатию и Понт, чуть было не подступили (почти к Царьграду: П.3 .)». Это направление натиска и конца IV в., когда действия скифов координировал Руфин. Да и III в., когда Савромат громил Констанция Хлора. Пути северных ратников оказывались многовековыми и многотысячелетними. Бораны, боруски, Бравлин-Буревой, Бронницы, Бярмия...
Гунния зарабатывала на противоречиях Персии и Византии. Юстин I в 522 г. «направил послов и дары Зилгивину (Силву, Силигвину и т.п.: П.3 .), царю гуннов. Отеческими клятвами скрепил (Залгви) договор об оказании военной помощи императору против персов. Послал и Кавад к нему (послов), и с ним заключил (Зилигбис) договор».
Переменчивый в именах царь был столь же переменчив и в политике. Он привел к персам 20 тыс. воинов, чтобы воевать против ромеев. Юстин I сообщил Каваду, что Силв способен предать и персов. Кавад допросил Силва, который не отрицал, что брал дары от империи. Оборотень был убит, а почти все его отборные тысячи ночью вырезаны. Клятвопреступничество везде, включая и земли будущей Руси, считалось страшным грехом. С целью большей объективности дополним карту следующими уточнениями (рассеянным цветом отмечается расселение выходцев из Скифии )
Дополнения к карте 530 г., показывающие – в частности – накопление «массы» населения и идей для возникновения ислама
Возможно, Силв был «хунгари» (раннесредневековым венгром; из «белых угров» ?), но в целом «гуннами» тогда оказывались десятки разных народов на землях Руси, которую западная средневековая традиция устойчиво называла Хунигардией (Кунегардией), где Киев значился как Куне (Куе и т.п.). Народы этой державы фигурируют у византийцев зачастую, как «гунны, славяне и анты», чем подчеркивалась основная сила северян. В них вполне могут искать свои исторические корни не только очень многие россияне, а и немало западных европейцев.
Смерть короля Теодориха Великого (454-526) усилила борьбу Византии и союзников Скифии за влияние в округе Рима. Одни славяне верно служили империи в войсках Велизара, Иоанна и подобных полководцев. Другие — яро сражались с византийцами. К концу жизни Теодориха славяне (склавины) жили от города Новиетуна (Новгорода) и озера Мурса (округа Паннонии?) до Днестра и «на севере до Вислы».
Анты считались храбрейшими из славян и занимали земли от Днестра до Днепра и Дона, «на много дневных переходов». Примерно так они обосновывались с IV в., со времен Германариха (Яромира) — короля Скифии и Германии.
Ударом 534 г. во Фракии славяне и готы попытались оттянуть крах Вандальско-аланского королевства в Африке, которое пало под натиском войск Велизара, а тому помогали свои славяне и анты. Велизар (Велисарий) с помощью северян 16 декабря 536 г. выбил соратников Теодориха из Рима. Затем «вечный город» неоднократно переходил из рук в руки.
«Гунны, славяне и анты» вошли в элитную группу из 1600 всадников, которую возглавляли Валериан и Мартин. Велизар под Римом поручал им самые рискованные операции. Именно Валериану служили «люди славянского племени». Богатырь-славянин, прекрасный разведчик похитил почти из лагеря готов «языка». «Сильно сжав обеими руками его посередине», принес до своих позиций .
Карта времен начала натиска Тюрского каганата на запад
Карта явно не оставила места для антов с их королями и полководцами, нет своихцарей (королей) и у славян.
Авары около 565 г. убили посла антов Мезамира — сына Ида-ризия, брата Келагаста. Он в ставке у аваров вел себя слишком дерзко, требуя за выкуп освобождения некоторых пленников из своего народа. «С тех пор больше прежнего стали авары разорять землю антов, не переставая грабить ее и порабощать жителей». Натиск аваров, хазар и тюрков, провоцируемый Византией, усиливал натиск славян и их союзников на саму империю. Почти все деятельные силы Руси уходили на юг, что веками сказывалось и на экономике державы.
Около 580 г. при императоре Тиверии Константине «славянский народ» числом в 100 тыс. воинов «опустошал Фракию и многие другие области». Страдала и Эллада, «со всех сторон нависли над нею бедствия». Тиверий не имел достаточных сил противостоять даже части неприятелей, не был в состоянии выслать им навстречу войска. Через послов он умолял о помощи «князя аваров Ваяна». Действия координировал наместник Иллирии Иоанн.
Из Паннонии (Пеонии?) через римские владения он перевез к Скифии «войско аваров на так называемых длинных судах» (ладьях, моноксилах, на каких позже ходили в походы дружины Олега и Игоря). Это были «около 60.000 всадников, покрытых латами» (таким войском попугивал южан более тысячи лет назад Иезекииль).
Уточнения к карте 565 года
Из Малой Скифии на судах Иоанн переправил армаду рыцарей на северный берег Дуная. Армада стала сразу жечь селения славян, разорять их и опустошать поля. Славяне пограничья не вступали в бой, уходили в густые леса.
Так Ваян (Баян) мстил славянам и за собственные обиды. Когда до этого аварские послы пришли к царю славян Давриту (Добренту) и потребовали покориться, даже платить дань, царь вместе с князьями ответил:
«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы будем уверены, пока будут на свете война и мечи».
Род Добрента мог происходить из фракийцев-доберов, известных еще Геродоту. Царь способствовал появлению образа русского былинного богатыря Добрыни и переименованию Малой Скифии в Добруджу, хотя есть и вероятны другие версии.
Добрент, по сути, повторил высказывание Ульдина, звучавшее у Дуная почти за два века до этого. Аварские послы тоже начали дерзить, но были убиты — возможно, и в отместку за гибель Мезамира. Баян «питал тайную вражду» к славянам, полагал, «что склавинская земля изобилует деньгами, потому что издавна склавины грабили римлян, ...их же земля не была разорена никаким другим народом». Археологи нашли десятки тысяч римских монет и других ценностей в землях славян.
Под прикрытием войны с Добрентом основные силы Баяна овладели священной для скифов и праславян округой Сирмия, используя суда разных типов на реке Сава.
Славяне перехватили аварского посла Таргития, который вез из Византии кагану много даров. Тогда, в 581 г., тюрки стояли под Херсонесом (Крым). Император допускал, что если авары будут активно выступать против славян и «перейдут Истр (Дунай), то это немедленно будет замечено турками». Чтобы не провоцировать их дальнейшие походы, император рекомендовал кагану воздерживаться от активных действий. Аварский посол именем напоминал прародителя сколотов Таргитая.
Славяне Даврита и их союзники с этих лет фактически формировали огромную Славянскую республику в Византии, что просуществовала более двух веков, до начала IX в. «Проклятый народ славян» в 581 г. прошел «через всю Элладу и по стране Фессалонике (Солуни) и по фракийским провинциям, взял много городов и крепостей, сжег, разграбил и подчинил себе страну, сел на ней властно и без страха, как в своей собственной». При Тиверии, после смерти Юстина, «вся страна была отдана на произвол славян». Они заняли огромные земли и растеклись по ним так, как выходцы из Скифии около 269 или 378 г. Славяне захватили все имперские табуны (тысячи голов элитного скота), множество золота, серебра, оружия. «Они научились вести войну лучше, чем римляне», хотя раньше не смели «показаться из лесов и степей», не имели на каждого больше двух-трех дротиков.
Иоанн Эфесский под 583 г. сообщал о славянах, что «они живут, сидят и грабят в римских провинциях, без забот и страха, убивая и сжигая...» Римские легионы, византийские «банды» (части войск), веками этому северян учили.(См.: Свод древнейших письменных известий о славянах. Том П. М., 1995. С.325 – 344; и др.). Эти сведения крайне не любят медиевисты-неонорманисты.
Империя срочно создавала руководства по тому, как вести войну со славянами.
Баян, который в источниках иногда назывался и «русским хаканом», решил извлекать из славянского натиска свою выгоду. Он в 583/584 г. с помощью князя Ардагаста «вооружил против Фракии племена славинов, (они) дошли до Длинных стен, захватив большую добычу». Тогда власть только что принял император Маврикий. Под личным руководством его и ближайших соратников Царьград был спасен. Ардагаст и «полчища славинов с добычей» были биты под Адрианополем, тем империя как бы взяла небольшой реванш за крах под этим городом армии Валента в 378 г.
Тюрский каганат (играл на юге важную роль в раннесредневековой отечественной истории) и пути посольств к его властям из Византии и соседних стран
Уже в 593 г. отборные имперские войска по воле Маврикия и под началом Приска грабили севернее Дуная земли князей Ардагаста, Пирогаста и Мусукия, других славян. Ардагаст на коне смог бежать. Грабежи продолжались несколько лет. И в итоге привели к гибели Маврикия, к замене его императором Фокой.
Источники: hrono.info, ru.wikipedia.org, russika.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.