Петр Золин доктор исторических наук, профессор |
Точка – это обозначение поселения. А на более мелких картах точки не удостаивается даже озеро Ильмень. Но это не означает, что Ильменя и поселений у него – согласно подобным мелким картам (и соответствующей людской памяти) – нет, и в глубокой древности не было.
Раннесредневековая Русь, включая хотя бы со времен ранних «длинных курганов» Хольмгардию (Новгородскую землю) – совсем не «древнерусская». Древний мир (античность) на всей планете официально завершился в 476 г. (с некоторыми незначительными вариациями). Это нашим заскорузлым медиевистам надо напоминать и напоминать – в том числе обилием археологических находок за многие тысячелетия со времен Костенок и Сунгири.
Реально народы жили нередко черезполосно, балты и финно-угры на славянских землях, а славяне поселками у них. Убежден, что объективные читатели статей портала все более и основательнее осознают это.
Даже русские средневековые летописцы (по десяткам списков хронографов) считали, что пращуры основных народов России заняли послепотопные земли со времен Ноя и его сыновей. А это – более 5 тысяч лет назад (по православной хронологии потоп завершился в 3264 г. до н.э.; есть вариации).
«По потопе трое сыновей Ноя разделили землю …Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия… (далее перечисление границ Скифии) до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову.
В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым» (Повесть временных лет. Новгород и Приильменье в недатированной части летописей (до 842 – 852 гг.) П. Золин. Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
Славяне летописцами признаются потомками «нарцев еже суть словен» (строителей Вавилонской башни). Эти нарци (возможно, нерцы-неревы средневекового Новгорода) обитали затем у Дуная, а позже расходились далее. Одни славяноведы ведут расхождение с 3 тыс. до н.э. К ним примыкает и автор этих строк. Другие – в иные сроки, вплоть до начала средневековья. Но почему версия «древнерусских» предпочтительнее версии «додревнерусских», основательно никто пояснить не может. П. Золин. Неревский конец Великого Новгорода
Здесь же в летописях и о Новгороде, которому «скоро» символические (директивно определенные) 1150 лет:
«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской».Далее летописный сюжет, как Андрей Первозванный побывал на славянских землях в округе будущего Новгорода.
Христиане-православные, что же Вы славянскую историю времен Первозванного-то не чтите ?! И нет его, как и многих иных апостолов (просвещавших Скифию) , на памятнике Тысячелетия России. Ангел, благославляющий Женщину, правда, есть.
Да, в христианских летописях встречаются фразы, что Русь пошла от варягов. К примеру, чудь, словене, кривичи и весь пошли в 859 или 862 г. искать себе правителя-посредника. «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю Русь…». Маловата, выходит, была та Русь.
Или « от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене...» Но ранее еще по 852 г. « стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим.
"От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года,
а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила
до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет».
Господа-медиевисты (извиняюсь за тщетные обращения) !
Так образованные летописцы хронологию и отечественной истории хотя бы со времен Адама отчасти определили. Намекнули – к примеру, от славян надо все вести (включая «нарцев еже суть словен» времен Вавилонской башни), так как и новгородцы изначально были славяне. Верно, и те, к которым в начале нашей эры приходил Андрей Первозванный. Не слушает официоз множество неудобных для него советов свидетелей прошлого. Хотя признает иногда…
Академик В. В. Седов учитывал исход индоевропейцев (как анатолийцев) 5 – 3 тыс. лет до н.э. примерно из округи Вавилона (ранее Шумера, ныне Ирак). И он все больше учитывал реальные ограничения археологии при исследованиях этногенеза Ведь в силу специфики своей источниковой базы археология самостоятельно изучает опять-таки не целостный этногенез, а лишь его важную часть – культурогенез (материальные остатки, нередко погребальные).
И проникнуть в глубь этнической истории славян, как и других бесписьменных народов, можно лишь на интердисциплинарном уровне, используя в полной мере данные всех заинтересованных. Постепенно, по оценке академика в 2002 г., складывается новая научная область - этногенезология. В своей итоговой работе В. В. Седов сделал упор именно на междисциплинарный подход в решении вопросов раннего этногенеза славян, но канву изложения составляли материалы археологии и лингвистики.
При поисках истоков славянства многоступенчатый ретроспективный метод (от достоверно «славянских вещей» средневековья) подводит археолога к среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, существовавшей в Центральной Европе (от Рейна на западе до Вислы на востоке) в период от 1250-1200 до 800-600 гг. до н.э. Эта общность восприняла и развила их культуру курганных погребений (1500-1250/1200 гг. до н.э.), формирование которой стало результатом крупной миграционной волны одной из групп индоевропейцев.
На существование в Средней Европе в бронзовом веке этого крупного культурно-исторического образования археологи обратили внимание в середине XX в. Давно высказана мысль, что племена этой общности были близкородственными и составляли какую-то этноязыковую группу индоевропейцев (рис. 1 – все годы до н.э.).
По оценке В.В.Седова, в настоящее время есть все основания отождествлять население среднеевропейской общности полей погребальных урн с древнеевропейцами (рис. 2). Ситуация внутри общности, по данным археологии, была совершенно такой же, что вырисовывается по фактам лингвистики. Это историческое образование родственных племен, которым были свойственны единообразный быт, домостроительство и обрядность, даже экономика и, что весьма существенно, общность духовной жизни. Племена внутри общности самым теснейшим образом взаимодействовали между собой.
Расселение древнеевропейцев и образование новых этносов со 2 тыс. до н.э.
а - ареал среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн: б - основные направления расселения; в - ареал западногальштатской культуры; г - ясторфской культуры; д - культуры подклешевых погребений; е - поморской культуры (окраинные балты); ж - западнобалтских курганов; з - культуры италийских племен; и - восточногальштатской культуры; к - культуры эсте.
Эти представления В.В.Седова ныне даются и в цвете. Прародина славян начинает историю в 3 – 2 тыс. до н.э. Правда, есть и иные представления об исходе индоевропейцев и славян в их составе. Вычленение из европеоидов, говоривших на близком ностратическом языке, индоевропейцев и финно-угров, тюрков и северных семитов, кавказцев и ряда других народов было многотысячелетним процессом, где надо учитывать многообразие обоснованных версий.
Красочный вариант развития идей В.В.Седова и ряда других славистов.
Понятно, что пращуры славян в составе индоевропейцев не могли сразу перелететь на земли протославян у верховий Одера и Вислы и в сторону Днепра 2 тыс. до н.э. Если индоевропейцы от анатолийцев, то надо было миновать хотя бы округу Черного моря. И эпос славян должен был отметить путь пращуров славян в составе индоевропейцев с юга.
Наука ныне это все более подробно отмечает. И перемещение летописных «нарцев еже суть словен» к Дунаю, и варианты Сказания о Словене и Руссе, да и иные факты индоевропейского и протославянского эпоса подчеркивают появление пращуров славян именно с юга.
Это подтверждают и нынешние этногенетические исследования, которых все больше в Интернете.
П. Золин. Обратный путь аргонавтов
Еще более подчеркивается исход части индоевропейцев из округи Вавилонской башни картами представленного ниже типа, но они гипертрофируют антропологические различия и не учитывают генетическую близость этносов.
Источники: slawianie.narod.ru, old-russian.chat.ru, vivovoco.rsl.ru, www.hooperconnections.com
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.