В местах частых перемещений археологические культуры зачастую полиэтничны.
Вместо племен В.В.Булат (да и иные авторы Интернета ) справедливо рассуждает хотя бы о племенных союзах, а точнее бы – о народах и землячествах. Славяне здесь фигурируют только под цифрами 33 и 34 (красные). При этом венедов по всему Венедскому заливу нет. Вероятные славяне фигурируют в регионе «киевской культуры» под цифрами 42 - Племена позднезарубинецкой культуры (возможно, происходящие от племен поморской культуры): бодины, игиллирны, ставаны. Нет упоминаний своих царей у многих народов, которые отмечены как «племенные союзы». И старательно смещены на юг опасные для неонорманизма античные народы Северо-Запада России: боруски, идры, выбионы и т.п., особенно северные аорсы.
Вариант такого подхода тоже возможен, но далеко не является единственным. И если его гипертрофировать – он крайне опасен своей лоскутной однозначностью и произволом этнических привязок. К примеру, ахеи (потомки греков) как только адыги – это «очень неплохо»… Или вся дьяковская культура – только «предков мерян». Но при всех натяжках такой подход все же является при изучении данных Птолемея заметным исследовательским шагом вперед. Он хотя бы подробно учитывает эти данные, является попыткой связи их с археологическими культурами. Хотя давно все более убедительно доказывается, что в местах частых миграций археологические культуры отражают технологические уровни того или иного времени, но не равны конкретным этносам.
Правда, все подобное «лоскутное» не в пользу единящих державу Скифии и Сарматии пращуров словено-русов, нередко выступающих в древности наряду с пращурами других народов под разными наименованиями - от полиэтничных аланов, например, до тирагетов.
Так учитывать ли в истории России, включая и округу Приильменья, данные Птолемея ?! Всякие там очень многочисленные племена: венедов по всему Венедскому заливу; певкинов и бастернов (родичей славян, по эпосу); по всему берегу Меотиды (Азовского моря) язигов и роксоланов; далее за ними внутрь страны гамаксобинв и скифов аланов (вплоть до Алтая).
Или взять менее значительные племена, населявшие в начале нашей эры великую Сарматию: около реки Вистулы, ниже венедов - гифоны (гитоны), затем финны; далее сулоны (буланы), ниже их - фругундионы (фрунгундионы), затем аварины (обарины) около истоков реки Вистулы; ниже их омброны, далее анартофракты, затем бургионы, далее арсииты, сабоки, пиенгиты и биессы возле горы Карпата.
Восточнее вышеназванных племен жили: ниже венедов - галинды (галиданы), судины и ставаны до аланов; ниже их игиллионы, затем костобоки и трансмонтаны (загоры) до Певкинских гор.
Затем побережье океана у Венедского залива занимали вельты, выше их – х-осии, затем самые северные - карбоны, восточнее их - каресты и салы (ниже этих - гелоны, иппоподы и меланхлены); ниже их - агафирсы (агатирсы), затем аорсы и пагириты; ниже их - савары (савры, саубры, сауры) и боруски до Рипейских гор.
Затем акибы (абики) и наски, ниже их -- вибионы (ибионы) и идры; ниже вибионов до аланов - стурны, а между аланами и амаксовиями -- карионы (карвоны) и саргатии.
У поворота реки Танаиса - офлоны (оплоны) и танаиты, за ними - осилы до роксолан; между амаксовиями и роксоланами - ревканалы (ракаланы) и ексобигиты; затем между певкинами и бастарнами - карпианы, выше их - гивин, далее бодины.
Между бастарнами и роксоланами обитали хуны, а ниже одноименных гор - амадоки и навары. Возле озера Вики (Бики) живут тореккады, а по Ахиллову Бегу - тавроскифы; ниже бастарнов около Дакии - тагры, а ниже их - тирагеты.
Сарматию занимали в местностях, прилегающих к северной неизвестной земле, сарматы-гипербореи, ниже их - сарматы царские (базилики), народ модоки и сарматы-конееды (гиппофаги), а еще ниже их - закаты, свардины и асэи; затем вдоль северного поворота реки Танаиса - многочисленный народ периербиды, а вдоль южного - народ иаксаматы…
Да и еще были десятки народов – меньше княжения, больше землячества (с античными погостами), включая городские.
Стоит ли помнить античные географические объекты в России – античные названия рек, водоемов, возвышенностей вплоть до реальных гор, десятки городов (о более северных «пусть и малых городках» Птолемей, вероятнее всего, не знал) ?!
Или пусть античное пространство России вечно остается для ленивых умов огромным пустынным простором обитания неизвестных диких племен – примитивизируемых финно-угров и балтов, тюрков да и пращуров будущих славян ?! Тех, которые еще в 529 и 512 гг. до н.э. участвовали в сокрушении полчищ Кира Великого и Дария 1 – библейских героев всемирной истории.
В завершении даю один из своих вариантов (их несколько) локализации позднеантичных этносов на территории будущей Новгородской земли, что можно сравнивать с выше приведенными картами.
Вариант локализации народов во 2 веке нашей эры
Можно вспомнить и народы, обитавшие здесь ранее, во времена Геродота – за несколько веков до Птолемея.
Что дальше ?!
Точно известно, что венеды (споры) дали начало к 4 веку славянам (ранним ставаням ?) и антам, . Савары – вероятно, северам. Меланхлены – смолянам. Невры (нервии) – одному из полиэтничных княжений с участием славян. А затем, вероятно, и Неревскому концу Новгорода (в этом районе найдена первая и значительная часть берестяных грамот).
Далее повышается степень предположений. Фиса-геты в итоге отчасти могли перейти в летописную весь (нынешних вепсов). Будины на юге – в бужан ? Боруски – в пруссов ? Но вместе с аорсами (царствующими сарматами ?) часть борусков могла быть и лидерами в формировании союза, известного летописям как «Русь, чюдь и вси языци». Пажириты – вероятные жители округи реки Ижора.
Агафирсы , выбионы, идры могли частью уйти в средневековых кривичей. Кареоты, оссии, наски более тяготеют к финно-уграм.
Вельты наряду со славянами к финнам и балтам, в целом заставляя нас вспоминать ононим «великий» (велий, властный), включая реку Великую и Великий Новгород.
Понятно, что научные версии могут быть самыми разными. Некоторые народы исчезали почти без следа из-за эпидемий болезней, кровавых войн, переселений в дальние края – даже на земли Рима или Византии. Другие ассимилировались более мощными этносами. Позднеантичные этно-генетические процессы были очень сложными и многообразными, поэтому их невозможно втиснуть в какие-то однозначные рамки.
Главное, данные Птолемея просто надо знать и учитывать в истории России, включая и Новгородскую землю. Их необходимо показывать, констатировать в учебниках.
А то, что неонорманизм так или иначе упорно игнорирует яркую многотысячелетнюю историю Северо-Запада России (включая и Приильменье) , отчасти показано мною многими фактами в ряде работ, включая и статью «Те в законе дурят массам головы»
Позицию П.М.Золина (мою) – понятно - реальными фактами можно и необходимо корректировать и отвергать. Если делать это научно, убедительно. А если просто наплевать на нее (как и на работы других тщательных специалистов вне сложившихся кланов), то можно чего ругательное написать и на заборе (своем сайте и т.д.). Для кого-то ругательства в сторону оппонентов – самый убедительный аргумент. Здесь особо трудиться для углубления своих устойчиво примитивных знаний не надо.
Источники: kazantip.rork.ru, kirsoft.com.ru, radikal.ru, trinitas.ru, proza.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.