- 82.Быть может, сопоставимы с племенем Accisi (Плиний. Ест. ист. VI: 21) Акибам лучше обитать поближе к Оке
- 83.Среди племен, живущих по Танаису, у Плиния (Ест. ист. VI: 19) упоминаются Naevacae, имеющие, быть может, нечто общее с насками Птолемея . Наски в сочетании с Naevacae напоминают «Невских» (жителей округи Невы). Известен под Новгородом ононим Нащи. Для жителей округи Оки на трансконтинентальных путях они могли быть своими – «нашими».
Вновь любопытно, что комментаторы нередко не поясняют античную географию, обозначенную у Птолемея – «ниже их вибионы и идры; ниже вибионов до аланов стурны, а между аланами и гамаксобиями». Славянофилы Васильчиковы недаром назвали своё имение Выбити. Отчасти созвучен выбионам и поздний Выборг, упоминаемый в русском эпосе. Идрица – река и поселок у верховий Великой (Турунта античности). Стурнам происходить с берегов Турунта вполне оправдано. Часть полиэтничных аланов в начале нашей эры – вероятно – выходила к истокам Оки и даже севернее. Локализация и трактовка гамаксобиев пока очень проблематичны. Это своеобразные кочевники типа цыган.
- 84.Сопоставляются с каронами, перешедшими на западный берег Танаиса (Плиний. Ест. ист. VI: 22) Сопоставление карионы и каронов возможно, что отчасти позволяет делать привязки к ононимам типа Курск и подобным.
- 85.Сопоставляются с сагартиями (Геродот I: 125) и упоминаются у Птолемея (VI: 2) в описании Мидии. П. Шафарик слышит отзвук этого имени в наименовании города Сергача . Саргатии не исключают внимания к ононимам типа Саровск и т.п.
Вновь не трудно заметить, что игнорируется трактовка следующего указания Птолемея – «у поворота реки Танаиса (Дона) – офлоны и танаиты, за ними осилы86 до роксолан».
Танаиты – живущие по берегам Танаиса (Дона), известные позже как казаки. Офлоны (овлоны, отлоны) – вероятные союзники танаитов, их родичи.
- 86.Сопоставляются с апсилами, кавказским племенем, поименованным у Стефана Византийского под словом `Αψίλαι Созвучия между осилами и апсилами, конечно, есть. Но могли осилы и самостоятельно кого-то осилить (осиливать).
Не очень любят комментаторы обращать внимание на трактовки еще одного свидетельства Птолемея – «между гамаксобиями и роксоланами – ревканалы87 и эксобигиты88; затем между певкинами и бастернами карпианы89, выше них гевины90, далее бодины91. Между бастернами и роксоланами живут хуны92». Особенно на упоминание роксоланов как контролирующих земли почти от Дона до округи Карпат. Если роксоланы контролировали столь большую территорию, то явно имели заметную государственность. Они и имели, см.: Интернет.
- 87.Ближе не известны; вероятно, должны быть сопоставлены с роксоланами (ревксиналами) декрета в честь Диофанта: IOSPE, І: 185. Ревканалы более понятны как строители оборонительных валов и рвов, которыми славилась Сарматия в первые века нашей эры.
- 88.Сопоставляются с наименованием озера и реки Биг (Буг) Эксобигиты могут быть выходцами из бужан.
- 89.Сопоставляются с карнидами (Аноним. Перипл Понта Евксинского: 480) и с карпами многих позднейших авторов (Jul. Hoonor., р. 40), локализуемыми на нижнем Дунае . Карпианы все же более тяготеют к будущим карпам, жителям округи Карпат.
- 90. К. Мюллер видит в этом наименовании испорченное имя гелонов (Müller. Ptol. Geogr.: 431) Но гевины (кевины) могут оказаться и населением округи Киева.
- 91Сопоставляются с будинами Геродота (IV: 109); см. о них выше. § 5, при упоминании о горе Бодин Гора Будин чаще фигурирует у истоков Рубона (Западной Двины, Даугавы), что включает этот регион в будущую Новгородскую землю.
- Далее не очень понятная локализация – «между бастернами и роксоланами живут хуны92». Бастарн – по Иоакимовской летописи – родич Словена. Бастарнов чаще локализуют в округе Карпат. Роксоланы – по данным Птолемея – контролируют все Северное Причерноморье вплоть до низовий Дона. По сути, здесь констатируется проживание части хуннов (гуннов ?) в регионе за три века до перехода их основных сил на Запад от Меотиды (Азовского моря).
- 92.Это место представляет собой самое раннее упоминание о тюркском племени гуннов, с которыми сопоставляется это имя в Европе. Ср. также тюркское наименование реки Урал (Δαϊξ) у Птолемея (VI: 14, 20)
- 93.Сопоставляются (навары) с неврами Геродота (IV: 17), а также с наименованием пункта Наварум (ниже, § 13) и Наварис в Азиатской Сарматии (V: 8) Город на Дону. Новгородцам поприятнее бы иметь Наварум (Navaris) и наваров (как отчасти невров) севернее Рип, но Наварис все же указывается у низовий Дона.
- Комментаторы не упоминают амадоков в составе формулы « ниже соименных гор амадоки и навары93». Амадока – это город на Борисфене (Днепре), недалеко известны Амадокские горы и Амадокское озеро. Навары оказываются у Амадокских гор, несколько ниже гор Будин с истоками Борисфена. Это, действительно, близко региону, где Геродот указывал пришедших с севера и бежавших на север невров, а Аммиан Марцеллин через тысячу лет – горы Нервиев.
- 94.Ближе не известны. Мюллер сопоставляет их с упомянутыми у Плиния (Ест. ист. IV: 89) эноэкадиями и относит к ним ниженазванный пункт Торокку (Müller. Ptol. Geogr.: 431)
- 95.Подобные алтари (Плиний. Ест. ист. VI: 49) упоминаются в Индии и на реке Яксарте. Как полагает Томашек (Tomaschek, RE, II: 1463), они упомянуты здесь вследствие совмещения представлений о Яксарте и Танаисе . Как полагает П.М.Золин, они упоминуты здесь в связи с рядом фактов, доказывающих связи народов Скифии (Сарматии) с Александром Македонским и императором Августом.
- 96.Об алтаре, посвященном императору Августу при устье реки Борисфена, упоминает Аммиан Марцеллин (XXII: 8, 40)
- 97.Ср. выше, § 2; локализуется при устье реки Каланчак (ср. RE, XI: 470)
- 98Фонетически сопоставима с упомянутыми выше торрекадами, локализуется Ф. Брауном у села Торгаевки по реке Каланчаку
- 99.В этом наименовании следует видеть отголосок исчезнувшего у Птолемея наименования геродотовой реки Гипакири, идентичной реке Каркиниту современный Каланчак; см.: Плиний. Ест. ист. IV: 84
- 100.Локализуется Ф. Брауном у села Нижние Серогозы, известного своим курганным некрополем
- 101.Ближе не известна. Локализуется у села Большая Белозерка
- 102.Упоминается Плинием (Ест. ист. IV: 84); по расчету К. Мюллера (Müller. Ptol. Geogr.: 432), локализуется у современной Лепетихи; по Ф. Брауну у села Балки на реке Конке
- 103.Ближе не известен. Томашек (Tomaschek, RE, IV: 2637) локализует этот пункт предположительно у днепровских порогов
- 104.Связывается с наименованием Амадокские горы и Амадокское озеро, о которых см. выше, §§ 5–6; локализуется Ф. Брауном у села Большая Знаменка (Белозерский городок)
- 105.Ближе не известен. Локализуется предположительно при устье реки Припяти (КЕ, III, 2, ст. 32 )
- 106Ближе не известен. Локализуется Кречмером (Kretschmer, RE, II, 2: 1727) при слиянии рек Сейма и Снови
- 107.Этот пункт, по расчету К. Мюллера (Müller. Ptol. Geogr.: 434), принятому многими авторами, может быть локализован на месте современного Киева (в соответствии с находками кладов римских монет) или где-либо между Киевом и Черниговом; однако Ф. Браун помещает его близ устья Днепра, у деревни Белозерки, на месте древнего городища
- 108.Речь идет, быть может, не о рукаве Днепра, а о Южном Буге Hermann, RE, I, 2: 2433 под словом Sarbacon
- 109.Фонетически (а также и по положению), быть может, соответствует упомянутому в § 4, вслед за устьем реки Аксиака, пункту Лиан (Lejanon); локализуется у нынешнего Кривого Рога
- 110.Ближе не известен. Локализуется Брауном (при устье реки Илгульца у села Никольского
- 111.Локализуется, по находкам монет римского времени, у современного города Чернобыль
- 112.Это кельтическое наименование имеет аналогии на территории Паннонии и Винделиции. Локализуется Ф. Брауном, по расчету расстояния, у современного Каменца-Подольского
- 113.Ближе не известен. Локализуется, по расчету расстояний, у совр. Могилева-Подольского
- 114.Этот пункт, с окончанием, характерным для наименований городов Дакии, ближе не известен.Локализуется Ф. Брауном у села Студеного в Подолии Город тирагетов-тиверцев
- 115.Пункт носит кельтическое наименование, подобно вышеназванному Карродуну (Müller. Ptol. Geogr.: 334); локализуется по Ф. Брауну у современной Балты Город тирагетов-тиверцев
- 116.Ближе не известен. Локализуется на месте современного Тирасполя, а по Ф. Брауну у Ананьева на Тилигуле Город тирагетов-тиверцев
- 117.О локализации острова и о его населении см. Страбон XI: 2, 3; упоминается у Дионисия (Перипл: 533) и у Плиния (Ест. ист. IV: 87). Идентифицируется с островом Черепаха, недалеко от устья реки Дона
- 118.Сиваш: Птолемей III: 5, 2
- 119.Птолемей в этом случае переносит ошибочно реку Каркинит, вероятно, благодаря совмещению ее названия с именем города Каркинитиды (см. Геродот IV: 55), с материка (см. выше, III: 5, 2 и прим.) на Крымский полуостров. Под перешейком разумеется Перекопский перешеек
- 120.Вероятнее всего, идентична с построенным Диофантом (Страбон VII: 4, 7) укреплением Евпаторий. См., впрочем, Brandis, RE, XI: 1161, где диофантов Евпаторий локализуется к востоку от Херсонеса и предполагается, что в Крыму было два одноименных пункта
- 121.Отождествляется с таврским (позднее римским) укреплением на мысе Ай-Тодор. О его раскопках и эпиграфических находках: IOSPE, І: 2, 208 сл.; М. Ростовцев // ИАК, 1911, вып. 40: 5 сл.; Блаватский // ВДИ, 1938, № 2: 321 сл
- 122.Упоминается, может быть, еще у Плиния (Ест. ист. IV: 85: по конъектуре Lagirani); локализуется предположительно где-либо в районе Ливадии
- 123.Локализуется предположительно на мысе Аю-Даг
- 124.Отождествляется приблизительно с одной из небольших речек, впадающих в море в районе Алушты
- 125.Об этом пункте, упоминаемом у Плиния (Ест. ист. IV: 85) под именем Tractari (см. также у Стефана Византийского под словом Τυριτάκη) и локализуемом у мыса Камыш-Бурун на Керченском полуострове, см. В. Гайдукевич // МИА СССР, 1941, вып. 4
- 126.Локализуется на мысу Казантип (Müller. Ptol. Geogr.: 416, 439), по современным данным мыс Зюк
- 127.По Страбону, Гераклий должен был находиться по соседству с Мирмекием (VII: 4, 5). Локализуется на мысу Казантип
- 128.Связываемый с племенем тафриев Страбона (VII: 4), равно как и с рассказом Геродота (IV: 3) о рве (τάφρος), вырытом потомками скифских рабов, пункт этот упомянут также у Плиния (Ест. ист. IV: 87) и Помпония Мелы (II: 1, 3). Ср. также у Стефана Византийского под словом Τάφραι, связывающего это наименование с племенем сатархеев
- 129.Сопоставляется с упомянутым у Плиния (Ест. ист. II: 210) Паразином в Крыму, земля которого целебна для ран. Локализуется поселок Золотое, урочище Артезиан.
- 130.Быть может, пункт этот следует сопоставить с Акрой, упомянутой y Страбона (VII: 4, 3) и Плиния (Ест. ист. IV: 86) и локализуемой у мыса Такиль-Бурун
- 131.Ближе не известен. Локализуется предположительно к северу от Феодосии
- 132.В этом наименовании следует, быть может, подозревать искаженный отзвук имени известного царя скифов Скилура
- 133.Сопоставляется с именем племени сатархеев, засвидетельствованных эпиграфически (IOSPE, I: 244) и упомянутых у Плиния (Ест. ист. IV: 87), Помпония Мелы (II: 1, 3) и Стефана Византийского под словом Τάφραι; локализуется в северном Крыму
- 134.К. Мюллер (Müller. Ptol. Geogr.: 440) читает это наименование как Палакий пункт, упомянутый у Страбона (VII: 5, 7) и локализуемый где-либо в центральном или западном Крыму
- 135.Ближе не известен. Локализуется в юго-восточной части полуострова
- 136.Сопоставляется с Ergoga у Анонима Равеннского (IV, 3) и наименованием племени Orgocyni у Плиния (Ест. ист. IV: 85)
- 137.Быть может, отождествима с Teagines Анонима Равеннского (IV, 3)
Источники: Claudii Ptolemaei Opera quae exstant omnia / Ed. I. L. Heiberg. Vol. I–III.Lipsiae, 1898–1907; Claudii Ptolemaei Geographia / Ed. C. Mullerus, C. T. Fischer. Vol. I–II. Paris, 1883–1901; В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ, 1948, № 2.
В. А. Бронштэн Клавдий Птолемей Ответственный редактор, доктор физико-математических наук, А. А. Гурштейн, Москва, «Наука», 1988 Труд важен для понимания уточнения координат Птолемея и современных.
Размещение народов под псевдонимом Владимир (Владимир Владимирович Булат) на форуме «Альтернативной истории». Он напомнил один из современных вариантов локализации.
Вариант локализации народов Владимиром (Владимир Владимирович Булат). Чрезмерен разброс этносов от гор Рип (по сравнению со многими картами по данным Птолемея). Демонстративно потряны аорсы и навары (почти на Урал отправлены боруски ), которые тяготеют к раннесредневековым словено-русам и их союзникам.
Варианты связи с археологическими культурами.
Вариант, что – как и любой иной - не стоит абсолютизировать, принимать на веру.
По В.В.Булату, если нанести на птолемееву карту Восточной Европы археологические культуры I века н.э., получаем следующую картину:
- Красный цвет – Пшеворская культура (которую большинство исследователей приписывают славянам)
- Синий цвет – Оксывская культура.
- Салатный цвет – Западнобалтийская культура.
- Оранжевый цвет – Культура штрихованной керамики (единодушно приписывается древним балтам).
- Черный цвет – культура Асва (финны)
- Розовый цвет – Дьяковская культура (финны)
- Желтый цвет – Городецкая культура (скорее всего финны, с примесью иранских племен)
- Серый цвет – Пьяноборская культура (несомненно, финны).
- Темно-зеленый (к востоку от штрихованной керамики) – Днепро-Двинская культура (скорее всего, балты).
- Коричневый цвет (в верховьях Оки) – Юхновская культура (балты либо финны).
- Голубойм цвет – Зарубинецкая культура (иногда приписывается славянам, но, на мой взгляд, ее племена – пришедшие с берегов Балтики могут быть в языковом отношении третьей, уже вымершей, подгруппой балто-славянской языковой группы – см. мою Славянскую тему на параллельном форуме).
- Зеленый – Липицкая культура
- Серо-зеленый
цвет – Поянешти-Лукашевка.
Источники: kazantip.rork.ru, kirsoft.com.ru, radikal.ru, trinitas.ru
Страница 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7