Новгородская летопись упоминает, что норманны (мурманы) неоднократно совершали набеги на принадлежащее Великому Новгороду Заволочье (Двинская земля). Так в 1445 г.: "...приидоша СвЂя МурманЂ безвЂстно за Волокъ на Двину ратью, на Неноксу, повоевавъ и пожгоша и людеи пересЂкоша, а иных в полонъ поведоша. Услышавше то двинянЂ, придоша вборзЂ, иных иссЂкоша, а иных прислаша въ Новъгород с четыредесятъ; а воеводы ихъ, Ивора и Петра и третьего, убиша; инЂи же, мало вметавшеся в корабли, отбЂгоша". Столкновения русских с норманнами в основном происходили из-за рыбных промыслов в северных морях. Жители Заволочья даже платили Норвегии дань, а иногда и сами совершали набеги на норвежские земли (1349, 1411, 1419 и 1425 гг.). Все это доказывает, что морской путь из Норвегии в Россию в средние века использовали и, по меньшей мере, на берегах Северной Двины скандинавы в X-XV веках действительно появлялись.
По Википедии, топоним Бьярмаланд, то есть «земля Бьярм», вероятнее всего - произошел от этнонима «бьярм», которым викинги обозначали финских жителей этой страны. При этом русским источникам ни этот топоним, ни этот этноним неизвестны, в связи с чем исследователи, особенно в XIX веке отождествляли топоним Бьярмия с топонимом Пермь Великая в его средневековом смысле, как обозначение финно-угорских территорий Северо-Восточной Европы. И вновь «википедистам» стоит напомнить хотя бы В.Н.Татищева.
По саге Оттер отмечал, что бьярмы говорят практически на том же языке, что и «финны» (так викинги называли саамов), то есть на языке угро-финской группы. С другой стороны, русским топоним Бьярмия явно бы созвучен топониму Пермь: Бьярма – Парма – Пермь. По другим версиям Биармия аналогична обозначению медведя в некоторых северогерманских языках: датск. Bjørne; нюнорск. Bjørn…
Споры остаются спорами, но взаимосвязи истории Прииильменья и Биармии – в стороны Балтики (Бармии прусов), Бармы Карелии или Перми – явно стоит учитывать.
Стремясь к объективности, Википедия начинает противоречить самой себе. Отмечается, что примерно с 10 века через притоки Северной Двины формировался торговый путь от Новгорода до Урала (этому все больше археологических подтверждений). От Вычегды новгородские купцы и ушкуйники волоком переправлялись на Колву, впадающую в уральскую реку Вишеру, откуда далее шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток - по Вишере - в Сибирь. На Колве близ ее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой части Уральских гор, уже с Х в. существовали укрепленные селения пермяков, Чердынь и Покча, считавшиеся центром всего края и местом сбора дани с местных жителей (полюдья). Как скандинавские, так и русские авторы даже XIX в. называют Чердынь столицей Великой Перми с двойным названием Пермь Великая - Чердынь. Вполне возможно, что скандинавы, как и русские, связывали название страны с названием ее главного города, хотя не в каждом путешествии викинги могли его достичь.
При всех спорах надо помнить, что древние греки упорно говорили о какой-то благодатной стране Гипер-Борея (Крайне Северная; Сверх Северная). Но тогда неизбежна и страна просто Борея (Северная) – владения бога северного ветра Борея в округе гор Рип (ныне валдайских). Подробности об этом есть в статье Порог Борея, а уточнений немало дает Интернет.
Современное информационное поле для оболванивания масс еще более запутывает особенно молодых людей. Вот привычный текст для любителей трансформировать реальную древнюю историю в какой-либо ныне насаждаемый тотальный миф…
В Дортонионе, где жил народ Беора, правил Боромир, сын Борана, внук старого Беора. У Хадора Лориндола было два сына : Галдор и Гундор, а сыновьями Галдора были Хурин и Хуор; у Хурина, в свою очередь, был сын Турин, прозванный потом Победитель Глауурунга, а сыном Хуора был Туор, отец Эарендила Благословенного. У Боромира был сын Брнгор, а у того – сыновья Бреголас и Барахир. Сыновьями Бреголаса были Барагунд и Белегунд…http://frodo.sk.uz/stat/humans/humans1.html
Попробуйте подросткам затем что-то говорить о реальных Боранах (Борисфенитах и т.п.) и героях типа Боромир. Яркие вральки типа «Властелина колец» всякую охоту к ползучей (но более точной и научной ) эмпирике отбивают. Реальная история с ее разноцветием версий (оценок, трактовок) становится ненужна. Весь реальный мир прошлого заменяется однозначными телекиномифами.
Это касается и позднеантичных боранов.
Тем более, бораны – ныне есть и современный народ с таким наименованием (этнонитмом) в нынешней Эфиопии.
С позднеантичными боранами взаимодействовали карпы, явно связанные с важной для истории славян округой Карпат. Тех и других мировая наука упорно связывает с германцами, хотя источники чаще называют их скифами и явно отличают – к примеру – от гетов-готов и уругундов.
Карпы (Carpi) — одно из сильнейших позднеантичных народов на нижнем Дунае, на Пруте и Серете, впервые упомянутое Птолемеем (Ptol., III, 5, 10: Karpianoi). Титул Carpicus украшал ряд императоров III —начала IV вв. в период частых войн с карпами. «Карпийскими» были Филипп-отец и Филипп-сын в 245 и 247 гг., Аврелиан в 271 г., Диоклетиан и Максимиан в 301 г. В 319 г. на одной из африканских надписей Константин назван «Gothicus maximus et Carpicus». Разрушительные набеги карпов отметил в IV в. Евтропий (Eutrop., IX, 25, 2) и в начале V в. Зосим (Zos., I, 20, 1; 27, 1; 31, 1), записавший о сильных опустошениях городов провинции Европы (южная часть диоцеза Фракии, примыкавшая к Константинополю) полиэтносом скифов, где тогда тон задавали готы, бораны, уругунды, карпы.
По Иордану (6 век н.э.), карпы объединялись с обитателями дельты Дуная, певкинами, и с готами. Иордан выделил одну из крупных побед над карпами, когда цезарь Галерий в 295 г. разбил их в Малой Скифии (нынешней Добрудже) близ тех мест, где был сооружен знаменитый военный монумент, известный под названием «Tropaeum Traiani». Галерий, по свидетельству Евсевия, был шестикратно провозглашен «Карпийским» (Karpvn megistoV exakiV, - Euseb. Hist. eccl., VIII, 17, 3). Отзвук пребывания карпов на нижнем Дунае во время походов императора Валента в 367-368 гг. сохранился в свидетельстве Аммиана Марцеллина о «селении карпов», «Carporum vicus» (Amm. Marc, XXVII, 5, 5). По-видимому, карпы — дакийское племя (ср.: Ф. А. Браун, Разыскания о области гото-славянских отношений, стр. 175—176).
Такое их происхождение подкрепляется названием, которое — кроме Karpoi - употребил один раз Зосим: Karpodakai (Zos., IV, 34, 6). О том же свидетельствует и ряд названий городов в области карпов, по левобережью нижнего Дуная и по Серету: Заргидава, Тамасидава, Пироборидава (Ptol., III, 10, 8). Окончания «dava» сближают их с названиями городов в Дакии: Карсидава, Патридава, Утидава (Ibid., III, 8, 4). Иордан приводит (Rom., §§ 221, 283) одно как будто родственное этим словам название: Пульпудева (Pulpudeva, римский Филиппополь, нын. Пловдив в Болгарии). Но стоит авторам антиславянских версий напомнить ононим Виндава( латыш. Ventspils, нем. Windau, польск. Windawa) — нынешний портовый город Ве́нтспилс в Латвии. Расположен около устья реки Вента. А это земли исхода венедов-винидов, которые в начале нашей эры контролировали пространства от Балтики до низовий Дуная. Подробности в статье Венемаа.
Понятно, Карпы – не «чистые славяне». Но имя Карп все же прижилось более у славян.
В период активности карпов и боранов – более 17 веков назад – у громивших Римскую империю войск Скифии отличались конкртетные полководцы. Даже до Иордана (почти через три века после событий) сохранились в источниках их имена — Респа, Ведук и Тарвар (или Турвар).
Помня о языческих «веди», «ведать» и подобных созвучиях, имя Ведук – на славянском – тяготеет к значению «ведающий», «знающий». Дурак (извините) – понятно – имеет несколько иной смысл. Ономастика типа Ведук – Гайдук, Тимощук и т.п. (с учетом созвучий: друг, лук, стук ) – чаще в фамилиях обильна в восточнославянских языках. Под давлением христианства подобные личные имена изжиты, перешли в прозвища.
Имени Респа в средневековых новгородских берестяных грамотах тоже нет. Но вот Ремша (ранн. Рьмьша) м. личн.: Р. ед. ш Рьмьшъ 725; Репехъ* м. личн.: И. ед. (в функции Зв.) Репехо 265; Д. ко Репеху 134; Ретка (ранн. Рьтъка или Ретъка) личн.: Р. ед. оу Рьтъкъ 905) и подобные явно присутствуют. И подтверждают устойчивость такого имяобразования в славянских языках, хотя – понятно – не только в славянских (с учетом индоевропейских, ностратических). Смысл имени тячготеет к – решительный, властный.
Тарвар (Турвар) – имя типа Хазар, Захар, Светояр и т.д. В какой-то степени это имя продолжается и нынешними ононимами типа Виктор, Егор, Федор… Если Тарвар от тары-бары( прозвища) – допустимо – переговорщик. Если Турвар – вариант – Тур варяг (наемник с именем Тур). Понятно, что могут быть и иные трактовки этих имен скифов-готов.
Прямых созвучий в берестяных грамотах и этому имени через тысячу лет после событий , понятно, нет. Но косвенных хватает. Тарасьинъ п. прит.: Д. мн. Тарасиинимъ дътемь 519, Тарасьинимъ дътемъ 519; Т. За Тарасниними (сн!) дъдми (!) 519 Терентии м. личн.: Р. ед. ш Тереньтеь 69, ш Терьнтеь 263, ш Тьр (недопис.) 69 Тереховъ п. прит.: В. мн. м. въ Терохо... 300 (NB ро) Терехъ м. личн.: И. ед. Терохъ 300 (NB ро); Р. ш Тероха 300 (NB ро); М. на Терехъ 162 Терпилъ м. личн.: Р. ед. у Терпиа (!) 348 (?) Торахъ м. личн.: Р. ед. у Тораха 161 торговати г.: инф. торгъвати 55; пвл. торгуи 68; перф. дв. м. (2 дв.) еста торговала 510, торговала еста 510 торгъ м.: В. ед. торого 227 (?); М. на торгъ 154 Торжекъ м. геогр.: В. ед. во Тържеко Твер. 2, в Торжько Твер. 2, в Торжокъ 358; Р. До Торжеку Твер. 2; М. во Торожек[е] 346, во Торжеку Твер. 2 Торка (ранн. Торъка [?]) личн.: Р. ед. ў Тор-[к]ь 671 (?) торокъ м.: М. мн. (!в") торокехь 521 (ь вм. ъ) Торчинъ (ранн. Търч-) м. личн.: Р. ед. у Търъцина 516, ш Тороцина 225Труфанъ м. личн.: И. ед. Труфане 136, Трўфане 471; споры и др.
Поход под предводительством Респы, Ведука и Турвара обычно относится к 262 г. Скифы при лидерстве гетов-готов переправились через Геллеспонт и дошли до Эфеса (ныне Турция) , в котором не пощадили знаменитого храма Артемиды. Вслед за этим был совершен поход вглубь Малой Азии: готы проникли в Каппадокию (в 264 г.), откуда, как предполагается, они вывели вместе с другими пленниками деда епископа Вульфилы-Ульфилы (автора готской Библии и отчасти письменности готов).
Активность Скифии в 3 веке н.э.
Морские походы войска Скифии совершались и к западу, достигая Греции, где нападениям подвергались Коринф, Спарта, Аргос и даже Афины: Twn de Skuqvn thn Ellada kakista diaqentwn kai taV AqhnaV autaV ekpoliorkhsantwn (Zos., I, 39). Во время осады Афин проявил себя патриотом и организатором защиты города историк Дексипп (Dexipp., fr. 28; прим. 359). Скифы (полиэтнос) побывали у берегов Афона, на островах Крите, Родосе, Кипре и других, пробовали захватить Фессалонику, причем применяли осадные машины (mhcanaV de toiV teicesi prosagagonteV, — Zos., I, 43). По Орозию (Oros., VII, 22, 7), Греция, Македония, Понт, Азия были разрушены завоевателями , связанными с готами («Gothorum inundatione»). Численность кораблей указана, например, Аммианом Марцеллином; он пишет, что толпы скифских племен прорвались через Босфор и прошли мимо берегов Пропонтиды на двух тысячах кораблей («duobus navium milibus», Amm. Marc., XXXI, 5, 15). И Аммиан, и Зосим называли нередко готов скифами («Scythicarum gentium catervae», Skuqai- ek pantoV eqnouV kai genouV eiV en sunelqonteV), что было, как правило, понятно читателю. Впрочем, Дексипп объяснил: Skuqoi- oi legomenoi Gotqoi (Dexipp., fr. 16 а).
Давно обосновывается мнение, что организаторами морских походов Скифии в III в. были не готы как германцы, а именно «бораны» (А. М. Ременников, Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в., стр. 90-91). Автор и предыдущие исследователи ( например, L. Schmidt, S. 210), обосновал, что бораны были негерманским племенем, и определяет их как племя «...скифо-сармато-аланское или славянское». По поводу имен, приводимых Иорданом в § 107 (Respa, Veduc, Tharvar), A. M. Ременников поддержал мнение, что они славянские («среди их вождей встречаются иногда чисто славянские имена»).
Присоединяясь к предположению, что племя боранов играло выдающуюся роль в морских походах середины III в. и что оно не было германским, другие исследователи подчеркивают: историк Зосим в У веке, трижды назвавший боранов в кн. I своего сочинения (Zos., I, 27, 1; 31, 1; 34, 1), соединяет их с готами, уругундами и карпами и указывает, что все эти племена обитают близ Истра. О более ранних местах расселения боранов и связанных с ними племен можно, вероятно, судить по записи Зонары, который сохранил сообщения исчезнувшей части труда Диона Кассия.
У Зонары сказано, что часть скифских племен приблизилась к Боспору, перешла Мэотиду (Азовское море) и оказалась у Евксинского Понта (Zonar., 12, 21; ср. L. Schmidt, S. 210, Amn. 2). Л. Шмидт допускает, что эти скифы и включали в свой состав некоторые из племен, названных Зосимом, например боранов, бравших суда у боспорцев и плававших вдоль восточного побережья Черного моря (к Питиунту, к Трапезунду). Надо признать, что в морских грабительских набегах, описанных Зосимом, играли значительную роль не только бораны, но и готы. Весьма вероятно, что многие из подобных морских походов совершались отрядами, которые собирались из разных, живших по соседству друг от друга народов (как на Руси 9 – 11 веков); предводителями отрядов являлись представители наиболее сильного народа. Многим ученым трудно по имеющимся материалам источников допустить, что совместно с боранами и готами отправлялись в III в. морские экспедиции и «чистые славяне». Но это могли быть и частью венеды, контролировавшие земли от Балтики до низовий Дуная
Эти бораны проявляли активность в регионе будущего Тмутараканского княжества Руси, где ранее заметны аорсы – их относят к одной из групп античных руссов, наряду с роксоланами и росомонами.
В.В. Лавров в работе «Готские войны III в. н.э.: римское культурное влияние на восточногерманские племена Северного Причерноморья» (Проблемы античной истории. Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. Под редакцией д-ра ист. наук А.Ю. Дворниченко. СПб., 2003. ISBN 5-288-03180-0) вернулся к проблеме и однозначно вновь отдал многих участников войск Скифии восточным германцам.
В письменных источниках – по его мнению, - под общим названием "скифы" или "готы" упоминаются тринадцать восточногерманских этнонимов: готы, бораны (или борады), гревтунги (степняки. «поляне»), остроготы, тервинги («древляне»), визи (вези), гепиды, герулы, вандалы (даже сами германцы относили их к славянам), тайфалы, астринги, бастарны (Бастарн – брат Словена по эпосу), певкины. Если какие-то элиты десятков народов ныне используют английский язык (потомок германских) для межнационального общения, не стоит спешить радовать Англию, США и иные англоязычные страны существенной прибавкой населения. Использование германских языков в поздней античности тоже способствовало международному взаимопониманию, тем более германцы за несколько веков «пограничья с Римом» неплохо знали вероломность и хитрости политики Римской империи.
oldru.narod.ruuk.wikipedia.orgwww.vostlit.infogramoty.rualternativa.borda.ruwww.history.vuzlib.net
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.