Петр Золин доктор исторических наук, профессор |
В статьях портала сравнительно подробно отмечено, что ныне при изучении истории тех или иных мест, включяая и Приильменье, необходимо учитывать глубины языков и археологических культур хотя бы в десятки тысячелетий.
Нет абсолютных доказательств первоначального финно-угорского или балтского присутствия - до пращуров славян в Приильменье. Есть одни из версий ряда лингвистов и археологов, которые все еще упорно навязываются общественному сознанию россиян, да и жителям многих стран на планете. С учетом таких версий словено-русы – потомки эпических скифских князей Словена и Руса – якобы заняли чужие земли, подсидели «мирных аборигенов». А по позднелетописным сказаниям (там есть зерна многотысячелетней этнической памяти) Словен и Рус вышли на земли, где Ильмень назывался Мойско, а Волхов – река Мутная… Это только финно-балтизмы?!
Здесь и до Словена и Руса (символов новой волны переселений индоевропейцев) явно обитали более ранние пращуры именно и словено-русов (в составе ностратических общин), которые проживали вместе с другими этноязыковыми группами.
Статья Порог Борея подчеркивает, что в священной со времен ностратического содружества языков округе гор Рип появлялись общины самых разных народов, включая и пращуров славян (уже хотя бы в составе индоевропейцев). Вероятно, округа славила Борея (бога северного ветра, именем отчасти созвучного Перуну) и его родичей Бореидов. Во времена Птолемея у гор Рип указывались боруски (их ныне нередко связывают с прусами, но стоит помнить и о роли прусской общины в средневековом Новгороде). Где-то в округе указывалась земля Бьярмия (Бармия, Бярмия), что нередко ищут в округе Перми.
Эта версия допустима. Но не единственная.
Часть Пруссии, подвергавшейся к концу средневековья онемечиванию, сохраняла названите Бармия (Вармия; см. карту). Некоторые ученые (академик В.Н.Топоров) считают, что прусский язык (вымерший к 17 веку, известный преимущественно в немецких источниках ) ближе, чем другие балтийские языки, к славянским; а Хр. Станг доказывал обратное. В лексике были заимствования как из славянских языков (dusi 'душа', swetan 'мир', somukis 'замо́к'), так и германских (adder 'или', werts 'достойный', penningas 'деньги'). Ряд черт объединяет прусский язык с другими индоевропейскими языками, но отделяет от остальных балтийских и от славянских языков. Это окончание -as (а не рефлексы *-a:) в род. пад. муж. р. (а-склонения), формант -sm- (а не -m-) в дат. пад. ед. ч. муж. и сред. р. у местоимений, формант -man- (а не -m-) для пассивных причастий наст. времени.
По летописи Иоакима в изложении к середине 18 века В.Н.Татищевым отмечено:
«По смерти Владимира (старшего, примерно 5 – 6 вв. н.э.; Г.В.Вернадский связывал имя с королем гуннов Баламбером, Велемиром) и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы, ни дел их, разве в песнях древних воспоминают.
Буривой. Кумень р. Буривой побежден. Бярмы гр. Князи в Корелии. Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь.
Варяги Русью овладели. Гостомысл. Варяги изгнаны. Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле. Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду» (комментарии в источнике).
Так Бярмия обрела еще одну локализацию. (Бярмы град, у русских Корела, у финнов Кексгольм, т. е. на двух островах. Байер полагает, что у норманнских Голмогардия или Островная область именована). Правда, Кумена – это и река в Кировской области (в бассейне Вятки). Да и связь Бярмы (от прусской Вармии-Бармии до Перми ) только с городом Корела очень проблематична. Свидетельство «Иоакимовской летописи» - свидетельство о вероятности связей Приильменья с округами Прибалтики и Урала хотя бы с 8 – 9 веков (а, возможно, и со времен именьковской культуры). И этому все больше археологических и иных подтверждений.
Сведения о Буревое подозрительно созвучны сведениям о новгородском князе Бравлине, который в конце 8 века – по данным жития Стефана Сурожского – атаковал побережье Крыма и принял христианство в храме Софии города Сурожа (Судака). Есть разные комментарии к хождениям Бравлина на Крым, но с учетом признания существования ранней Ладоги (Альдегьюборга скандинавов) с 753 г. – по археологическим данным, князь с берегов Волхова имеет все больше прав на жизнь. Тем более, по русским летописям свои княжения у славян, включая славян Приильменья, были со времен смерти Кия.
Интернет отражает немало публикаций с поиском ностратических глубин корня «б-р» с разными огласовками и большим спектром значений – бороть (брать), бурить, барить (парить), беречь и т.п. Академик А.А.Зализняк в средневековых берестяных грамотах указал десятки слов с корнем «б-р» , что использовались при письме примерно с 11 века.
Имя Боранъ м. личн.: В. ед. Борана 124; Д. ко Борану 690; М. на Баране 761 (NB а после б)
Борець – как сборщик податей. Борзъ – имя (и иные производные от борз).
Немало имен Борис и созвучных ему: Бориско, Бориславъ , Борисовичь и т.п.
Боръ, борть , бортникъ…
И обилие «братьев»: братанъ , братень , братець , Братила , Братон]гъ,
братъ м.: (И. ед. брате 570 (2×), 806, брат[ъ] 749, -ратъ 618; Зв. брате 414, 531 (3×),
Ст. Р. 35 б, брать 68, 82, 765 (2×), [б]рать 675, [б]ра[ть] 829; В. братъ 752; Р. брата
219, 278, 403, оу брата 907; Д. братоу 344, 818, брату 5, 122, 129, 283, 318, къ бра-
тоу 605, ко брату 178, 765, къ брату 296; Т. со братомь 73, братомь 528, з братомъ
496; М. на брате 92; братом- (Т. ед. или Т. дв.) 487; . брат 18);
Братьша , братья (ж. собир.: Зв. ед. братье 724, брат[ь]е 724; Д. братъ 274, [бра]-ии 42, къ братьи и дрўжине 724, къ бъратьи 49, къ вохъи [б]-ат[ь]- 433 (?); Т. со братьею 240, з братьею 136, со братєю 250, съ братиеею (т. е. -теею исправлено на -тиею) 289, со братию 276, съз братъю 417, з братьєи 297, з бра... 96 (от братья или братъ), ...тьею 34), Братта…
Еще Бревно, Бриханичь, брон (ранн. брънь), брусъ …
Корня «бар:бяр» в грамотах очень мало. Баран, пожалуй, лишь один.
Нередко противореча самому себе, В.Н.Татищев не исключал внимания к разным версиям. Например, в пояснениях: Бярмы, или пермы, гордорики, остергарди, хунигарди, улмиогарди и голмогардия…
«Все сии названия от нордманнов или северных, т. е. норвежских, датских и шведских древних историков давались либо всей Руссии, либо ее пределам. И как оные ими только даны, а не собственными обывателями, так их не только греческие и латинские, но даже русские, особенно Нестор, не вспоминают. Иоаким хотя некоторые упомянул, но видно, что не от русских, но от бывших в Новеграде нордманов взял и не весьма правильно внес между всеми сими.
1. Периема. Пеурма. Бярмия, у оных писателей довольно часто упоминаемая область великая. Имя сие, думаю, сарматское, а поскольку тутошние сарматы вместо Б употребляли П, то имеет быть Пярмия. В оном языке точного значения названия я не нахожу, а подобные ему Периама, - вольная земля или республика, Убеурма, или Пеурма - оленья земля. И так как в оной до пришествия славян, возможно, государей не было, а правилось избранными, из-за того республикою могла названа быть, особенно потому, что оные обыватели владетелей наследственных не имели. Точно также по множеству тогда оленей, которых и ныне еще немало, Оленья земля могла быть именована, как мы от того ж ныне в Сибири народ немалый оленьи тунгусы именуем, хотя они собственное именование имеют, а о сем имени не знают. Может же быть, что это имя Бярмия что-либо иное в норманнском языке значит или у сарматов разных оное разное значение имеет, например, руссы и поляки оба языка славянского, но многие названия одинаково звучащие разное значит, например, милость и миловать весьма иное у поляков значит, чем у русских.
2. Сей предел по описанию Олая Магна, видится, от Финляндии к востоку до гор Поясных, а от Белого моря к югу до Дины и Полоцкой области. Таким образом, вся Корелия, часть Лапландии, Русь Великая и Поморье с нынешнею Пермью в то заключалось. Другие Русь или Гордорикию из того выключали. Страленберг, стр. 191, видится, тому согласно пишет. Шефер в описании Лапонии оную Бярмия именует и границы оной весьма далеко и вплоть до Ладожского озера и Финского залива распространяет, следственно, всю Корелию вместил. Библиотека шведская, ч. I, стр..., видится, Бярмию только Корелию, а Русь Гардорики именуют, чему и наш Иоаким согласует, хотя оба в Бярмии или Корелии каждый по-своему владетелей упоминают. И сия вся часть, за исключением Лапландии, издревле от времени пришествия славянских или вандальских владетелей ко власти русской принадлежала, гл. 17, н..., и у русских на разные названия разделялась: начав от Финляндии - Корелия, возле оной к востоку - Емь, или Ямь, далее двиняне, югдоры, зыряне, печора, или самоядь, и пермь как в гл. 22 пространнее показано и ч. II, н. 224, 229 и 266; ныне же общее имя Поморье, а по уездам Архангельский, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец.
По Википедии, Бьярмия, Биармия (норв. Bjarmeland) – в эпоху викингов, исторический регион, предположительно располагавшийся на территории современной Архангельской области, в бассейне Северной Двины (на средневековых картах иногда помещается на Кольский полуостров, см. Carta Marina).
Упомянута в скандинавских сагах: о Харальде Прекрасноволосом, о Харальде Серая Шкура, об Олафе Святом, о Магнусе Голоногом. Якобы в русской историографии только в XIX века было принято отождествлять скандинавский топоним Бьярмия с древнерусским топонимом Пермь Великая. В.Н.Татищев против этого 19 века.
В сагах Биармия впервые упомянута в рассказе о путешествии Оттера из Халогаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 гг. Как сам Оттер объяснял английскому королю Альфреду Великому, Халогаланд был самым северным краем современной ему Норвегии. Далее на север жили только лапландцы. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, через несколько дней должен был ждать попутного ветра, чтобы плыть на восток. Затем повернул на юг, где его корабль вошел в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. В отличие от кочевых лапландцев бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Так пермская (финно-угорская) составляющая Бярмии явно усиливалась.
Известны путешествия в Биармию около 920, 1026 и 1090 гг. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха и расплачивались за них деньгами, после чего начинали войну и грабили святилище бога бьярмов Юмалы. Этот бог считается финским, но его описание в рассказах указывает скорее на сибирское происхождение культа.
Юмала (финск. Jumala) — по современным оценкам, - в финской мифологии первоначально божество грома (от jum - греметь и la - обиталище: "жилище грома"), что близко германскому Доннеру - Тору и славяно-литовскому Перуну – Перкуну. Затем Юмала стал обозначать бога туч, потом бога небесного свода. Постепенно расширяясь в значении, ононим стал обозначать вообще сильного и могущественного бога, позже - божество христиан. В части Биармии, на южном берегу Белого моря, возвышалась колоссальная статуя бога с серебряным кубком, полным денег, на коленях. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию. Люди - тоже создания Юмалы; в тяжёлой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются Ylijumala - высший бог и Ukko - старец. Употребительны и теперь в некоторых местностях с населением финского племени выражения: "Kost'Jumala" (Спасибо!) и "Jumala-gá" (с Богом!).
Около 1217 г. в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 г. послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили Биармию огнем и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов. После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках.
Часть жителей Биармии ушла на кораблях в Норвегию, где король Хакон в 1240 г. выделил им для поселения земли в области Маланген в Халогаланде. Русские переселенцы появлялись здесь – минимум - в 10 – 11 вв., окончательно вытесняя скандинавов из регионов своих геополитических интересов.
Наиболее распространенной и поэтому наиболее критикуемой является версия о том, что Бьярмия расположена в бассейне Северной Двины (река Вина, но так называлась и Западная Двина). Вместе с тем версия косвенно подтверждается как документами, так и археологическими находками. В 1989 в окрестностях Архангельска (то есть примерно в 40-45 км по течению Северной Двины от места ее впадения в Белое море) обнаружен так называемый Архангельский клад, включающий в себя 1915 монет (более 90% из них – германской чеканки X-XII веков) и около 20 ювелирных украшений, в том числе древнерусского и скандинавского изготовления.
Уже в 2004г., при реставрации Гостиного двора в Архангельске обнаружен клад, включающий в себя относящееся примерно к X веку скандинавское вооружение – четырнадцать мечей, шесть арбалетов, лук со стрелами, два боевых топора, булаву, кистень, два щита и два шлема. На берегах других беломорских рек подобных находок до настоящего времени не было. Средневековые авторы Адам Бременский и Снорри Стурлусон считали, что путь в Бьярмию лежит через Белое море, а итальянский путешественник Марко Поло в своих заметках указывает: "От Росии, скажу вам, до Норвегии путь недолог, и если бы не холод, так можно было бы туда скоро дойти, а от великого холода нелегко туда ходить"
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.