Новгородский музей народного деревянного зодчества Витославлицы расположен в живописной местности близ бывшего Юрьева монастыря. Нынешнее его название связано с селом Витославлицы, которое существовало здесь в течение шести столетий — в XII-XVIII веках. В 1964 году сюда, на берег озера Мячино, было перевезено здание церкви Успения из села Курицко. Так было положено начало одному из интереснейших в нашей стране музеев народной деревянной архитектуры. За год музей посещает более 80 тысяч гостей.
В летописи село Витославлицы упоминается под 1187 годом, когда князь Изяслав Мстиславович передал его своему брату, хотя, вероятнее всего, время возникновения можно отнести к XI веку. В 1207 году село стало слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века на месте нынешнего музея деревянного зодчества располагалась усадьба графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери фаворита императрицы Екатерины II графа Алексея Орлова. В настоящее время сохранился ее дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси, одноэтажный флигель, а также фрагменты аллей парка, пруд и несколько старых деревьев.
Датой основания музея «Витославлицы» принято считать 5 июня 1964 г., когда решением исполкома Новгорсовета для территории музея была выделена бывшая Орловская мыза. 31 января того же года был подписан приказ Министра культуры РСФСР «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества» по которому в числе других городов предлагалось создание музея под открытым небом и в Новгороде. Фактическое же обследование области с целью выявления памятников архитектуры началось еще в 1959 году. К моменту, когда было принято решение создать музей, уже был накоплен опыт и знания о том, как был обустроен крестьянский быт, были отмечены все ценные постройки, представлявшие архитектурно-исторический интерес. Также исследователи начали собирать этнографический материал для музея, в том числе и вещи крестьянского быта.
Следует отметить, что изначально было много споров по выбору оптимальной территории для музея. В числе прочих предложений рассматривался вариант разместить памятники деревянного зодчества в южной части новгородского кремля. Также изучалась возможность отдать музею Воскресенскую слободу. Были в научной среде и противники создания музея, считавшие, что памятники зодчества должны быть сохранены в своих исторических местах.
Сегодня на территории 33,4 га расположились 34 памятника деревянного зодчества, 21 из которых относятся к объектам культурного наследия федерального значения.
Композиционным ядром музея стал погост, административный и религиозный центр сельской округи, сформированный тремя большими церквями:
Вся территория музея делится на несколько географических секторов, объединяющих постройки из разных районов Новгородской области: Притрактово-Мстинский, Северо-Восточный, Приозерный. Такое разделение позволяет показать различие архитектурных особенностей регионов и характерные планировочные решения старых новгородских деревень.
Изначально концепция музея, его базовые принципы строились на интерактивности. Помимо сохранения построек, их реставрации, создатели сразу поставили себе цель оживить музейную деревню. Посетители могут не просто полюбоваться красотой архитектуры, но и окунуться в крестьянский быт старой новгородской деревни. Все избы открыты для посещения, интерьеры наполнены предметами, собранными в ходе этнографических экспедиций по области или их репликами. Каждая изба представляет свою тематическую экспозицию, в том числе, например, «Зимний быт новгородских крестьян», «Свадьба», «Весенне-летние календарные праздники», «Крестины», «Шерстобитно-валяльный промысел».