Рис.7. Рельеф 2 в. до н.э. Скилур и его сын Палак (связывают с праславянами)
Рис.8. Рельеф из Неаполя Скифского. Скилур или Палак на коне (образ ныне отчасти повторяется Георгием Победоносцем). 2 век до н.э., много старше Цезаря и Августа императора.
Могут ли новгородцы игнорировать Неаполь Скифский и склонность скифов к такому названию городов ?! Вероятно, нет. Свои монеты скифы подписывали на греческом, письма писали на греческом и затем латинском (международных в античности). Петр 1 посчитал возможным назвать русский город германским Санкт-Петербургом – верно, для более широкого окна в Европу.
Для кого-то Неаполь – не скифский топоним. Но надо бы о том спросить самих скифов. Да и половина ныне действующего нашего алфавита прямо от древнегреческого идет, а в основе того видят финикийский алфавит – фиников-виников. Для кого-то финикийцы навсегда – только семиты. Для кого-то они – полиэтнос позднего ностратического содружества, включая потомков скифских дружин Плина и Сколопита (Питхана и Анитты хеттов ?), Сагила и Панасагора начала 2 тыс. до н.э.
Оставила десятки небольших каменных городов Готия 2 – 4 вв. на юге России (особенно в рамках черняховской культуры). Ее традиции отчасти продолжила Гунния (с Приазовской Болгарией) 4 – 7 вв. Не чурался крупных городов Тюрский каганат 5 – 8 вв., влиявший и на развитие южных регионов нынешней России. Велел строить десятки крепостей по рубежам Скифии, включая и округу Крыма и Приазовья, в 6 веке византийский император Юстиниан 1. Затем в 8 – 9 вв. появились знаменитые каменные города-крепости салтаво-маяцкий культуры на Дону. Для одних – это рубежи Хазарии. Для других – «Русского каганата» (начиная со «скифов кои суть русские» 626 и 644 гг.).
Крупных городищ площадью в десятки гектаров земли средневековой Руси как наследницы Великой Скифии уже с 5 века нашей эры (с реального начала средневековья) – с учетом всей современной территории России – насчитывают сотни. Функционируют и некоторые античные города.
Памятники Пеньковской культуры, тяготеющие к городищам
Десятками крупных «городов» (если помнить о средневековых «древнерусских» площадью в несколько гектаров) отметилась у Волги (Ра) знаменитая полиэтничная именьковская культура 5 – 8 вв., где заметную роль играли славяне. Вероятно, эти словено-русы (как «скифы кои суть русские») составляли основные ресурсы ранней Хазарии (Казарии как и страны раннесредневековых «казаков»). Хазары той поры тяготели к христианству, нередко действовали в духе политики Византии, хотя искали выгоды и в поддержке ее противников. Так союзниками «скифов кои суть русские» (царь которых именовался каганом), которые в 626 г. совершили поход на Константинополь (известно, что это были и судоходы-славяне), были войска Персии, включавшие и арабов.
Ядро именьковской культуры в начале средневековья (в державе Германариха)
Византийский император Юстиниан Второй в 681 г. вывел из округи Фессалоники дружины славян князя Небула на земли Вифинии (Южное Причерноморье). Из них было сформировано отборное войско империи (гвардия) до 30 тысяч человек. Но Небул за колчан номисм (монет) перешел на сторону арабов. И уже около 691 г. «отборное войско» славян присоединилось к арабам и «с ними вместе избивало ромеев».
Здесь опускаем множество ярких имен и событий, известных читателю по «Реальной истории России» и другим книгам. Юстиниана низложили, отправили в ссылку в Крым и Приазовье. Там он задушил своих охранников Папаца и Валгица, бежал с помощью предателей в Визатию. Затем флотом в сотни судов пытался отомстить «северным архонствам», но вновь был низложен. Императором года на три стал приазовец Вардан (Бардан), принявший имя Филиппик.
Хакан Хазарии той поры ел свинину, увлекался – по традициям античных скифов – выпивками. Но византийский император Лев Третий в 732 г. женил своего сына Константина на его дочери - хазарской принцессе Чичак (Сисяк, Бутон, Цветок). Сисяк приняла христианство под именем Ирина, родила будущего императора Льва Четвертого (Хазарина-Казарина). Эта христианизация хазар не очень нравилась арабам, да становился вызывающим для них и весь образ жизни ранних городов Поволжья.
И правоверные мусульмане решили с этим покончить. Около 737 г. будущий халиф Мерван бросил на покорение селений у «реки Славян» (сакалибов) более 150 тысяч воинов Аллаха. Власть в Хазарии сменилась. Полководец Булан женился на иудейке, в 740 г. принял иудаизм, а затем к этой вере приобщилась и влиятельная часть элиты Хазарии.
20 тысяч семей славян были переселены в Южное Закавказье. И они – как и более ранние славянские общины здешней округи - приняли активное участие в арабских завоеваниях. Сакалибы были моряками и полководцами арабского флота. Они составили заметную часть населения арабских государств в Испании и отчасти Северной Африки. Привлекались к сборам дани на азиатских землях Халифата. И клады арабских монет густо покрывают земли Руси, они оказываются в местах многих русских городов, правда, еще за века до летописного упоминания самих этих городов. То ли городов тогда еще не было, то ли с «наукой о городах древнерусских» не все в порядке.
За пределами этой небольшой заметки осталась информация на тысячи книг. И автор питает надежду, что заинтересованные читатели с помощью хотя бы Интернета смогут оперативно получить справки по всем необходимым вопросам.
Ясно главное – реальные для людей своего времени города (пусть и как «протогорода») от начала «господства скифов в Европе и Азии» (около 4 тыс. до н.э.) на землях будущей Руси были. Они – десятками и сотнями - испытывали многообразное развитие и дальше. И города средневековой Руси («древнерусские» для толп медиевистов) никак – в реальной науке, ну, никак - не оказываются «древнейшими городами» России.
Если, к примеру, помнить и о Неаполе Скифском.
А вот «терем Борея» (Порог Борея), Словенск и Руса – как обозначение начал индоевропейского заселения округи священных гор Рип (ныне отчасти Валдайской возвышенности) – на роль «древнейших словено-русских» обоснованно претендуют. Пусть и по данным эпоса, но с заметным археологическим подтверждением «первых колышков» (отчасти в виде Коломцов).
За сим и завершаем.
У желающих еще есть шанс побывать в Крыму. И познакомиться с Неаполем Скифским на месте. И до конца жизни о нем помнить (детям и внукам эту память завещать), даже проживая в благословенном «древнерусском» Великом Новгороде.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.