В Вифинии (это тысячи лет традиционный регион Южного Причерноморья для переселений из Скифии) царь бебриков Амик, имевший обыкновение вступать с прибывавшими в его страну чужеземцами в кулачный бой, вызвал на бой одного из Аргонавтов. Вызов принял Полидевк, поразивший Амика насмерть. Войдя в Боспор, Аргонавты приплыли к жилищу слепого старца, прорицателя Финея, которого мучили страшные зловонные птицы гарпии, похищавшие у него пищу.
Бореады Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, навсегда отогнали гарпий, а благодарный Финей рассказал о пути, который предстояло проделать Аргонавтам, и дал им советы, как избежать опасностей. Так волей или неволей дети Борея способствовали успеху похода.Аргонавты направились на восток вдоль южного берега Понта Евксинского (вариант: направились сначала на север, в землю тавров, где царствовал Перс, брат Ээта). Прогнав криком стаи чудовищных птиц, подобных гарпиям, Аргонавты причаливают к острову Аретия и встречаются там с отправившимися из Колхиды на родину в Элладу и потерпевшими кораблекрушение сыновьями Фрикса (земляк Иалмена по Орхомену) — Аргом и другими. Те присоединяются к Аргонавтам и помогают им советами (по более древним вариантам мифа, сыновья Фрикса возвратились в Элладу ещё до похода Аргонавтов). Приблизившись к Кавказу, Аргонавты увидели орла, летевшего к Прометею, и услышали его стоны. «Арго» вошёл в устье реки Фасиса (Риони). Благосклонные к Ясону Афина и Гера просят Афродиту, чтобы Эрот зажёг любовь к Ясону в сердце дочери Ээта — волшебницы Медеи. Когда Ясон с шестью спутниками явился во дворец Ээта, Медея сразу полюбила его. Узнав, что Аргонавты прибыли за золотым руном, Ээт (позже, говаривали, он нагнал аргонавтов в земле скифов; Софокл. Скифы, фр.546-549 Радт) пришёл в ярость.
Желая погубить Ясона, он предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса (Арес – божество скифов, его символ – меч) и засеять его зубами фиванского дракона, из которых вырастают воины (вариант: сначала Ээт потребовал, чтобы Аргонавты помогли ему в войне против брата Перса). Однако другая дочь Ээта — вдова Фрикса Халкиопа, страшившаяся за участь своих детей, прибывших с Аргонавтами, сговорилась с влюблённой в Ясона Медеей, чтобы та передала Ясону волшебное зелье, которое сделало его на один день неуязвимым. В присутствии Ээта и колхов Ясон запряг быков и, идя за плугом, бросал в борозду зубы дракона. Ещё до наступления вечера из зубов стали расти могучие воины. Ясон бросил в них огромный камень, а сам спрятался. Воины начали сражаться друг с другом, и Ясон перебил их. Медея, движимая любовью к Ясону и страхом перед отцом, захватив колдовские зелья, бежала на «Арго», взяв с Ясона обещание жениться на ней. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где страшный змей стерёг золотое руно. Медея усыпила змея сладким песнопением и волшебным снадобьем, и Ясон смог снять с дуба испускавшее сияние золотое руно (вариант: Ясон убивает змея. Аргонавты поспешно вышли в море, но Ээт направил корабли в погоню за Медеей.
Аргонавты возвращаются новым путём: не через Пропонтиду, а обычно по Истру (Дунаю) или по Фасису в океан. Но здесь и возникают варианты их возвращения через горы Рипы.Колхи под начальством сына Ээта Апсирта опередили их и преградили им путь от Истра в Адриатическое море. Аргонавты были склонны к примирению и согласны оставить Медею в храме Артемиды, чтобы только получить возможность двинуться дальше с золотым руном. Медея, осыпав Ясона упрёками, предложила заманить брата Апсирта в ловушку. План удался: Ясон убил Апсирта, и Аргонавты неожиданно напали на сопровождавших его колхов. Зевс разгневался на Аргонавтов за предательское убийство, и вставленный в киль «Арго» говорящий кусок древесины, сделанный из додонского дуба, объявил Аргонавтам, что они не вернутся домой, пока их не очистит от скверны дочь Гелиоса волшебница Кирка. Согласно более древней версии, Апсирт бежал из Колхиды вместе с Медеей, и их преследовал сам Ээт. Когда Медея увидела, что их настигают, она убила брата, разрубив его тело на куски и стала бросать их в море. Ээт, собирая части тела сына, отстал и повернул назад, чтобы похоронить его.
Якобы в память об этом возник город Томы («части», ныне Констанца), столица Малой Скифии с поздней античности.
По одной из версий, поднявшись по реке Эридан (Рудон), аргонавты вышли через Родан (Рону) в земли кельтов. В Средиземном море они достигли острова Ээя, где жила Кирка. Она очистила Аргонавтов от совершённого ими преступления — убийства Апсирта. От сирен Аргонавтов спас Орфей, заглушив их пение своей песней. Фетида и её сестры нереиды по просьбе Геры помогли Аргонавтам проплыть мимо Скиллы и Харибды и блуждающих скал Планкт. Алкиной и Арета, царствовавшие над феаками, приняли Аргонавтов радушно.
Эридан у Геродота – янтароносная река. Так называлась и небольшая река у Афин.
Эридан — река в стране гипербореев, на севере или западе Европы. Порождение Океана и Тефиды. Об Эридане упоминается в легенде о золотом руне. Когда аргонавты плыли по этой реке, они вдыхали ужасный смрад от пожара, вызванного падением в реку Фаэтона. Слезы оплакивавших Фаэтона его сестер — Гелиад превратились в водах реки в янтарь. По другим мифам, янтарь считался слезами Аполлона, потерявшего своего сына Асклепия. Эридан часто отождествлялся с реками крайнего запада (По, Рона и др.).
У Геродота сведения об Эридане переданы в 3 книге (Талия) таком контексте: «115…Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного. Я-то ведь не верю в существование реки, называемой у варваров Эриданом89, которая впадает в Северное море (оттуда, по рассказам, привозят янтарь). Я ничего не знаю также, существуют ли действительно острова Касситериды, откуда к нам привозят олово90. Ведь само название “Эридан” оказывается эллинским, а не варварским и придумано каким-нибудь поэтом. С другой стороны, несмотря на все мои старания, я не мог ни от одного очевидца узнать подробности об этом море на севере Европы. Впрочем, верно то, что олово и янтарь привозят из самых далеких стран.
116. На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди – аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими».
Авторы комментариев «скромно и интеллигентно» (старательно подальше от неудобных им версий) поясняют:
«89. Эридан — название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы»
Не в Скифии же эту реку указывать ?! А почему это не Рудон (Двина) ?!Даже Брокгауз и Эфрон признавали это: « По мнению Маннерта, Госселена и Мальт-Брена, Западная Двина в древности называлась Хезином (Chesynos или Chersinos; спорить с версией здесь не будем, но Хронус все-таки больше Неман) в нижнем ее течении, общее же название реки было Эридан, Рудон или Рубон. В конце VII в. впервые мы встречаем у географа Равенского (Anonymus Ravennatus) название "Дины". В скандинавских сагах "Дина" (Dynu) воспевается как третья или четвертая из величайших рек на земле, протекающая по государству "Гардарик"; она в них именуется "Seimgala Dyna" (Семигальская Двина) и "Вина". На ливском яз. Двина называется Вейна, Вена, на латышском — "Daugawa", т. е. многоводная река, по-белорусски Dźwina…»Связь с венедами (праславянами) здесь все более очевидная.«Нонешния святилы эйтога не признают, даже задумываться об тем не жалают».«Оне умне всех. Так им власти гварять». Информационное светское общество… Помилуйте…
В это время – на землях Скифии - аргонавтов настигла вторая половина флота колхов, посланного за ними вдогонку Ээтом. По совету Ареты Ясон и Медея немедленно вступили в брак, так что Алкиной получил основание не отправлять Медею к отцу. Когда Аргонавты были уже вблизи Пелопоннеса, Борей отнес их корабль к отмелям Ливии. Повинуясь вещим словам явившихся к Аргонавтам ливийских героинь, они несли двенадцать дней корабль на руках до Тритонийского озера. Здесь Геспериды помогли им добыть питьевой воды. В пустыне погиб от укуса змеи прорицатель Мопс, и Аргонавты долго не могли найти выход из Тритонийского озера, пока не посвятили местному божеству Тритону треножник. Тритон помог Аргонавтам выплыть в море и подарил им ком земли. Когда Аргонавты подплыли к берегам Крита, медный великан Талос стал швырять в них кусками скалы, не давая пристать к берегу. Зачарованный Медеей, он повредил пятку — уязвимое место; после этого из него вытекла вся кровь и он упал бездыханный. Один из Аргонавтов Эвфем бросил в море ком земли, подаренный Тритоном, и из него возник остров Фера (вариант: случайно выронил). После этого Аргонавты вернулись в Иолк. По наиболее распространённой версии мифа, Ясон отдал золотое руно Пелию, который за время его отсутствия, уверенный, что Ясон не вернётся, убил его отца и брата. Посвятив «Арго» Посейдону, Ясон с помощью Медеи отомстил Пелию (дочери Пелия по наущению Медеи, желая вернуть отцу молодость, разрубили его тело на куски). Воцарившийся в Иолке сын Пелия Акает изгнал Ясона и Медею из города. Допускают, что запутанный маршрут аргонавтов – отражение разнообразных маршрутов греков, память о первых о первых плаваниях из округи Эгейского моря в Чёрное море и в западную часть Средиземного моря . Но всяких допущений может быть много. Но Кавказ (с мучениями Прометея на Скифской скале) все же ближе к Скифии. Просторы и влияние Скифии требовалось аргонавтам и на обратном пути преодолеть.
В третьей части у Аполлония Родосского есть слова Арга о влиятельном некто:« Оттуда [т. е. из Египта], говорят, некто26 обошел кругом всю Европу и Азию, уверенный в силе, могуществе и смелости своего народа; при своем нашествии он населил бесчисленные города, из коих одни доселе существуют, другие уже нет, ибо с тех пор прошло уже очень много времени. Эя еще и ныне стоит твердо, и в ней живут потомки тех людей, которых он посадил жить в Эе; они сохраняют сделанные на табличках записи своих отцов, в которых изложены все пути и пределы воды и суши для путешественников27. Допускают, что это память о походе Сесостриса почти 39 веков назад на Скифию.
Схолии (пояснения) к произведениям об аргонавтах, в частности, подчеркивали, что Полифем окончил жизнь в сражении с халибами (с созвучием «калить»). Халибы – народ в Скифии, где добывается железо. Каллимах говорит: “да погибнет род халибов”. И бизеры (пизеры, поозеры ?) – народ скифский. И много иных, которые ныне и не вспомнят.
Но плывите, говорил поэт, пока не достигнете самого дальнего угла моря. За Скифией находится конец моря, так как дальше следует Меотийское озеро, за которым находится Северный океан (Арктика). (это и привлекло Виктора Ивановича Паранина , Александра Матвеевича Шарымова и других исследователей к локализации Меотиды в регионе Ладога, Онега, Белое море).
Схолии отмечали ряд важных моментов. Агрет в XIII книге «Описания Ливии» говорит, что сказание об уничтожении печени Прометея орлом образовалось вследствие того, что река, носившая название Орла (`греческое слово типа «айста»: Аэтос) , опустошала лучшую часть земли Прометея, а печенью (Upar; ипар) у многих называется плодородная земля. Когда же Геракл отвел реку каналами, то показалось, что орел им удален и Прометей освобожден от оков.Понятно, что эта античная версия (наряду с тысячами подобных) неонорманизму до конца его жизни не нужна.Теофраст говорит, что Прометей, сделавшись мудрецом, первый сообщил людям философию, отчего и распространилось сказание, что он сообщил людям огонь. Зачем нужен Прометей, связанный с какой-то рекой Орел (тем более орел о двух головах отмечен на гербе России) ?!И Геродор (до Геродота) около 25 веков назад сообщает следующее странное сказание об оковах Прометея. По его словам, Прометей был скифский царь (как и Ахилл); не имея возможности доставлять своим подданным жизненные припасы вследствие того, что река, носившая название Орла, затопляла поля, он был заключен скифами в оковы; но Геракл, явившись туда, реку отвел в море, – почему и распространилась сказка о том, что Геракл убил орла, а Прометея освободил из оков. Это в целом конец всему официозу. Прямо в античности говорится, что река, досаждавшая Прометею, в Скифии. И здесь проводились масштабные мелиоративные работы. Их следы археологи выявляют на юге России.
Алексей Федорович Лосев в работе «Проблема символа и реалистическое искусство», отметил, что на рубеже V и IV вв. до н. э. Геродор, который ввиду своего рационализма и аллегоризма несомненно может считаться предшественником Эвгемера - доказывает, что Прометей - это скифский царь, земля которого страдала от разливов реки Аэтон.
И пусть себе этот Геродор и иже с ними чего-то доказывает.
«Пливали» на него наши авторитеты и наставники.
Схолии отмечали
Никто не говорит, что аргонавты проплыли в наше море по этой реке, кроме Тимагета, которому последовал Аполлоний.
Скимн говорит, что они рекой Танаисом (с верховьями у Рип) проплыли в великое море, а оттуда прибыли в наше море; при этом он прибавляет, что, пристав к материку, аргонавты на копьях перенесли Арго, пока не добрались до моря.
Гесиод говорит, что они проплыли по Фасису; а Гекатей, опровергая его, рассказывает, что Фасис не впадает в море и что они плыли не по Танаису, а тем самым путем, которым и прежде, как рассказывает Софокл в «Скифах».
Каллимах сетовал, что те из них, которые проплыли в Адриатическое море, не нашли аргонавтов, а нашли проплывшие через Кианейские скалы в Керкиру, где и они тогда были. Надо было всячески оправдывать появление Истра (Дуная) в связи с Рипейскими горами, гипербореями и Скифией. Тогда отмечалось, что Истр, протекая из земли гипербореев, когда доходит до местности между Скифией и Фракией, разделяется на две части, из коих одна впадает в Евксинский Понт, а другая – в Тирренское море.
Источники: unesco.kz, losevaf.narod.ru, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, chudesa.by.ru, russika.ru, antmir.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.