"Окончательно погруженный в меланхолию, Ираклий скончался от водянки 11 февраля 641 года". (С.Б. Дашков, "Императоры Византии". М.: ИД "Красная площадь. 1996.) Алтари огнепоклонников чаще изображались на азиатских монетах.
Табаристан (Северный Иран), правитель Хани (788-789 AD), 1/2 драхмы. Аверс - небритый правитель в профиль, реверс - алтарь солнцепоклонников.
Очень приглянулись изображения на властных креслах (тронах) средневековым западноевропейским монархам и их приближенным.
Вероятно, не стоящий, а сидящий на троне Федор изображен на печати князя Мстислава.
Печать Мстислава Владимировича вел. князя Киевского 1125-1132 гг.
Трезубец как символ власти известен и по монете Митридата Евпатора, которого в борьбе с Римом всеми силами поддерживала Скифия.
Митридат VI Евпатор. 109-100 г.г. до н.э. Обол. Медь. А. Голова Посейдона слева, справа трезубец (вариации его станут знаком Рюриковичей). R. . Нос корабля. Но вот в трактовке изображения реверса могут быть и корректировки. Это явно какая-то связанная трехступенчатость (трехбревность и т.п.).
Все это – важные детали. Но главное помнить, что внимание к властным креслам уже около двух тысяч лет назад зафиксировано на приазовских монетах в округе будущего средневекового Тмутараканского княжества.
Кресло Рескупорида I. 68 - 92 г.г.
Сестерций. Напомним - под креслом предмет неясного назначения. Теперь здесь рыбы . Династия Рескупоридов неизбежно заставляет обращать внимание на корен «Рес», который напоминал библейский «Рош:Рос», а затем и средневековый «Рос:Роус». Да и преемственность символов наблюдается.
Кресло есть у Рескупорида II. 211 - 229 г.г. Денарий. Редкий вариант - ошибка в имени царя, пропущена буква.
Есть кресло и у Рескупорида III. 233 - 235 г.г. Денарий. Уникальная монета.
Есть кресло «василевса-басилевса» у алана Ининфимея. 235 - 239 г.г. Двойной денарий. Редкий вариант - в поле отсутствует знак денария.
Это явно традиция отечественной геральдики. Но так как со времен усиления христианство властное кресло закрепилось за Христом, девой Марией и иными религиозными символами, изображать кого-либо иного на монетном троне стало как-то на Руси не принято.
В период княжения в Новгороде в 1226-1229 гг. Ярославом был издан некий документ особой важности, который был скреплен княжеской печатью (см. фото выше). Грамота сия по своей особой ценности хранилась в княжеском архиве на Новгородском Городище триста лет. Во время опричного похода Ивана Грозного архив разгромили опричники, пытаясь уничтожить все следы независимой новгородской истории. Документ выбросили в снег, где он благополучно истлел в веках. Печать же уцелела до наших времен и лежала там, где ее некогда бросила рука опричника.
Мадонна на троне
Мадонна и иные религиозные символы занимают то властное место, какое занимали за тысячи лет до них самые ранние Богини плодородия.
Разрешилась ли загадка пустого властного кресла новгородских гербов, окончательно сказать не решаюсь. Версий в науке всё равно будет оставаться хотя бы несколько. И учитывать реальным исследователям их придется все.
Вместе с тем уже в последние десятилетия развития реальной науки невозможно игнорировать палеолитические истоки новгородской и любой иной символики. И все мы должны быть благодарны нашим далеким пращурам-землякам за эти очень важные мировоззренческие знаки.
Знаки, которые (например – вариации «креста») отчасти мы продолжаем использовать – к примеру, - в погребальных обрядах, известных на землях будущей России (Костенки под Воронежем, Сунгирь на окраине Владимира) со времен палеолита.
И отмечая условное 1150-летие Великого Новгорода, не стоит забывать многие ранние славные тысячелетия отечественной истории (все подробности в Интернете).
Источники: istorya.ru, geraldika.ru, narod.ru, djerelo.com, museum.com.ua, ivejournal.com
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.