Как говорят, не в обиде. За четверть века немало ученых и просто любителей мои работы прочли, значительным числом по идеям использовали (в ряде случаев неплохо развили), но автора не упомнили. Огромное информационное поле теперь общее…
«Развивая идеи» указанной работы, сожалею, что авторы не использовали знаменитый свод античных источников академика В.В.Латышева (ВДИ. 1947 – 1949; указатель 1950) с локализацией многих географических и этнических объектов на территории нынешней России, включая и Северо-Запад. .
В связи с этим требует корректировки уже исходное заключение авторов: «История» Геродота резко расширила историко-географические знания античности в северо-восточном направлении вплоть до междуречья Дона и Днепра, Каспийского моря и предгорий Урала. Однако контуры более северных частей Восточной Европы были для античности неразличимы еще полтысячелетия. Сведения об этих областях появляются лишь в первой половине I тыс. н.э., но и они немногочисленны, часто противоречивы и, как правило, туманны…»
Тумана, понятно, можно и напустить. Но вот важные сюжеты из самого Геродота (конечно, надо бы процитировать все части текста, которые имеют отношение к Скифии, и дать им комментарии, но сил и времени уже нет).
Вот только некоторые сюжеты из Геродота:
« 4 книга, пункт 5. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай (масса этимологий, включая и протославянские «тарг-торг» в связи с торговищами у Днепра-Борисфена). Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения; дочь Борисфена неизбежно русалка, «змееногая богиня» скифов ).
Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
6. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т. е. царскими. Эллины же зовут их скифами.»
Арпоксай близок библейскому Арфаксаду (исцелителю, избавителю, «соседу халдеев»), родоначальнику народов северной Ассирии южнее Кавказа. . Катиары и траспии локализуются Б.А.Рыбаковым в округе Карпат и севернее.
Понятно, локализаций царств сыновей Таргитая, властвовавшего на землях матери в округе Днепра (вплоть до истоков ?!), достаточно много. Лично у меня есть аргументы в пользу разных версий. Но среди этих версий возможно и обитание Колоксая или Липоксая у верховий Борисфена (Днепра) и в округе гор Рип (Лип), Валдайской возвышенности с истоками ряда великий рек. Славяноведение, помня о самоназвании скифов сколоты (с выходом на скловины, славяне), активно и продуктивно развивает протославянские привязки ряда сюжетов полиэтничной скифской истории. И ничего антинаучного и страшного в этом нет, как и в подобных привязках со стороны других нынешних народов (только бы не гипертрофировались эти привязки: скифы – только наши предки, и ничьи иные).
«7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (подсчеты дают 1514 – 1512 гг. до н.э.). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года.
Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению».
Это явная апологетика отечественной государственности и ее сиволики.
Золото скифов преимущественно хранилось в округе Приазовья. Но вот область, лежащая еще дальше к северу от земли скифов, где - как передавали, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И по Геродоту, действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению – такая область вызывает интерес. Или , действительно, в период похолоданий огромные стаи перелетных птиц делали летними базами земли много южнее тундры (и это отмечают различные фигурки птиц и орнаменты неолитических культур). Или речь идет о почти постоянных снегопадах, а летом – о тополином и ином «пухе». Есть вариант и «пернатых стрел», стрел с перьями на конце древка стрелы. Тогда это был образ – чужеземцев здесь могли встретить тучей стрел с перьями.
«8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах.
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (типа нашего Горыныча), прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы).
Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией; указывают на Гибралтар). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.
9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну (никто не мешал заглянуть и на север) в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной. Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь.
Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя.
Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".
Змееногая богиня скифов
«10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).»
Это надо же изложение отечественной истории запутать так, чтобы никакого внимания на эти этногенетические сказания о пращурах и россиян школьники и студенты не обращали.
Агафирсы – население округи Карпат. Частью в начале нашей эры на время они переселились и ближе к округе Рип. Скиф – обозначение основной массы народов от Дуная до Сибири. Но вот Гелон (Солнечный, «рыжий»). Уже давно ищут связи Гелона с ононимами типа Шелонь (Желонь), Голино и подобными. Конечно, это ничего абсолютно не доказывает – как, правда, и иные подобные предположения в пользу других территорий. И все же версия о вероятном поселении изгнанного Гелона севернее Скифа имеет немало прав на жизнь.
«Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем (Белым или Балтикой ?!). Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря, под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах…»
Версий и здесь много. Стерегущих золото грифов размещают на Алтае и на Урале, где граничить им с гипербореями предпочтительнее. Аримаспы привлекательны для тюрских народов. Исседоны (задонцы ?) – смешанных этносов, которые могли контролировать и Поволжье.
«18. За Борисфеном (Днепром) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену.
Выше их далеко тянется пустыня (незаселенные земли). За пустыней живут андрофаги – особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»
Андрофагов (людоедов) иногда связывают с частью раннеантичных «прибалтов» – но не балтов. Это был полиэтнос, с которым отчасти связаны и будущие венеды – праславяне. Это версия достаточно развита.
И не учитывать ее в истории Северо-Запада России, включая Калининградскую область, никак нельзя.
«19. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом (Доном). Севернее этих царских скифов живут меланхлены («смоляне») – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна…»
В силу климатических условий болотистые земли у Великого водораздела, вероятно, нередко оказывались необитаемыми. Холод и голод донимали. Но это не означает, что «меланхленов» (смолян) надо игнорировать при изучении античной истории Руси. Да, меланхлены выходили и к Черному морю, достигали и округи Каспия.
Все это - не повод всячески игнорировать конкретное указание Геродота: «Севернее этих царских скифов (от Крыма и Танаиса) живут меланхлены («смоляне») – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов,…простирается болотистая и безлюдная страна…». Насколько она безлюдна, Геродоту не было известно.
«22. За будинами (соседями меланхленов) к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты – многочисленное и своеобразное племя. Живут они охотой. В тех же краях по соседству с ними обитают люди по имени иирки. Они также промышляют охотой и ловят зверя следующим образом.
Охотники подстерегают добычу на деревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каждого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним. Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.»
По онониму фисса-геты тяготеют к будущей «веси» (вепсам), хотя их связывают с мордвой и иными народами. Иирки тоже имеют немало этнических привязок.
Особенно официозная историография зажмуривает глаза на эту констатацию Геродота по округе «древностей чуди»: «Над иирками к востоку живут другие скифские народы. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю»
Тогда надо признать, что эти «древности» - вероятнее всего – не чуди как финно-угров, а полиэтноса с участием скифов с юга. И не стоит чудить и чудить дальше.
«23. Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками.
Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием "асхи". Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки.
Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть. Имя этого народа – аргиппеи.
24. Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках»
Эти ранние толмачи, умеющие задолго до нашей эры делать переводы на разных языках, очень не нравятся в ранней российской истории «друзьям России». Ведь тогда надо помнить, что раннесредневековые уличи и тиверцы (причерноморские славяне) тоже фигурируют в истории как толмачи. На славян как переводчиков в Азии указывали и арабы.
Источники: www.russika.ru, ru.wikipedia.org, janaberestova.narod.ru, historic.ru
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.