Поселения культуры линейно-ленточной керамики и ряда других культур в Европе были распространены группами, преимущественно вдоль рек (как и Костенки, Сунгирь и т.п.), нередко в укрепленных самой природой местах. В ареале к северо-востоку от Кракова на площади 2300 кв. км открыто 72 памятника, но их могло быть и больше. Средняя плотность - один памятник на 32 кв. км. Даже если увеличить этот показатель на порядок, на территории будущей Руси в неолите при тщательных обследованиях обнаруживаются многие тысячи будущих городищ.
Средние размеры поселения 2-3 га, но там, где прослеживается несколько фаз заселения, площадь – как и в Костенках (90 га в палеолите) - гораздо больше - до 10, 20 и даже 50 га. Площадь поселения Биланы (Чехия) 22 га, но на нем в одной фазы существовало всего семь-десять домов. Олшаница (Польша) имела площадь 50 га, но к одной фазе относят восемь домов. Дома на поселениях размещались на расстоянии 15-20 м друг от друга, а в каждую фазу существовало 7-12 домов. Дома были столбовыми, каркасными, длиной от 5 до 45 м, шириной - 5-6 м. Очень длинные дома, какие известны Костенкам, встречаются редко. Обычно длина не превышает 14 м. Каркас дома состоял из пяти рядов столбов, двух - внешних и трех - внутренних. Дома строились из дуба или вяза (ильма), в Польше - из хвойных пород. Полы были деревянными и приподнятыми над землей. Они не сохраняются, а с ними - печи и очаги, т. е. те части Интерьера, по которым можно установить назначение различных частей домов и количество их обитателей. Известны и свайные поселения на озерах, «Венеции» неолита (например, в округе Усвят или Шигирских памятников).
Могильников у поселений дают важный материал для оценки социальной структуры ранненеолитического общества . Например, анализ могильника Нитра в юго-западной Словакии показал, что различия в статусе погребенных определялись их полом и возрастом. Те предметы , которые могут рассматриваться как ценные или престижные, например изделия из неместного сырья и раковины Spondylus, постоянно встречаются лишь в погребениях старых мужчин. Видимо, именно старые и пожилые мужчины занимали более высокое положение в общине и участвовали в межрегиональном обмене. Полированные каменные топоры и ретушированные изделия связаны с погребениями взрослых (31-45 лет) и пожилых (более 46 лет) мужчин. Подобные данные есть и об Оленеостровском могильнике в округе будущих Кижей, где выявляется очень крупное поселение Вожмариха.
Появление больших, плотно заселенных поселений в Европе относят к концу VI - началу V тыс. Например, Сескло (Фессалия) - большое (8-10 га), хорошо спланированное, плотно застроенное поселение, где жили около 3 тыс. человек. По количеству населения его сравнивают с докерамическим Иерихоном и Чатал Хёйюком. Но в отличие от них Сескло уже имело акрополь, укрепленный стеной и рвом, улицы и даже площади на пересечении улиц. Дома, правда, малы. В центре акрополя Сескдо находился мегарон, который мог быть общественным зданием или жилищем вождя. Возможно, функции «мегарона» в палеолитических Костенках выполняли жилища-«бараки».
Поселения-городища больших размеров появляются во второй половине V тыс. и в округе Карпат. Бичке площадью до 12 га, окруженное рвом шириной до 2,5 м и глубиной до 2 м. Бечехей-Хомокош - площадь 5-6 га, укреплено рвом глубиной и шириной 2 м. Рвами защищены поселения этого времени в междуречье Савы и Дравы. С начала IV тыс. в культуре Лендьел засвидетельствованы поселения размерами от 1 (Зенгёварконь) до 20 (Асод) га. По крайней мере часть поселений укреплена рвами и палисадами. В Нижней Австрии в Шанцбодене открыт вал диаметром около 400 м, дополненный двумя рвами на южной и восточной сторонах поселения. Главный ров имеет щирину 5 м при глубине 2,5 м. Вход оборудован воротным сооружением, а с напольной стороны был еще и палисад. Одновременные поседения в Моравии имели по два рва и три палисада.
Застройка лендьелских поселений частично связана с традицией застройки поселений культуры линейно-ленточной керамики. Длинные дома столбовой конструкции являются одним из характерных элементов. Здания располагались довольно далеко друг от друга. Размеры их различны: в Асоде - длиной всего 5-7 м и шириной 4-5 м, в Зенгёварконе - длиной 16-23 м при ширине 6-8 м. Наряду с длинными наземными домами встречены полуземлянки (25-40 кв. м). В поздней культуре Лендьел засвидетельствованы наземные абсидные дома площадью около 100 кв. м.
Поселения раннего этапа Триполья на южных землях будущей средневековой Гардарики-Руси (на почти за пять тысяч лет до нее) часто располагались в пойме или на первой террасе и лишь изредка - на коренном берегу реки, довольно высоко над водой. На среднем этапе, наоборот, они гораздо чаще размещались на высоких мысах, в местах, защищенных природой и пригодных для обороны – это уже «городища». Именно на этом этапе увеличивается количество поселений, укрепленных рвом и валом, иногда двумя. Еще больше укрепленных поселений становится в IV - III тыс. Многие из них лежат на высоких, труднодоступных скалах. Рвами и валами с палисадами укрепляют теперь не все поселение, а лишь часть его - наиболее высокое место. Служили ли такие "акрополи" убежищами для всего населения в случае опасности или настоящими детинцами, отделенными от посада, сказать трудно.
Уже ранние трипольские поселения свидетельствуют об определенной иерархической структуре. Несколько небольших поселений группируется вокруг более крупного. В раннем Триполье поселения насчитывают до 10 домов размерами от 12 до 150 кв. м, где жили по 40-60 человек. Размеры малых поселений и количество их обитателей в среднем Триполье увеличиваются. Эти поселения имеют площадь 2-3 га и 20-50 жилищ, расположенных концентрическими кругами. На поселении Владимировка 200 жилищ располагаются пятью кругами. Позднетрипольское поселение Коломийщина 1 имеет площадь около 3 га. Дома располагались по кругу, в центре круга - два дома. Возможно, был еще один, внешний, круг домов. Вероятно, центральные дома были заняты вождем общины или же предназначались для общинных ритуалов. Большинство домов были однокамерными, но некоторые разделены на два-четыре помещения, каждое - с печью. Всего в домах найдены 72 печи, что, возможно, свидетельствует об обитании 72 семей. Можно предполагать, что в раскопанной части поселения жили от 250 до 400 человек, а во всем поселении, вероятно, чуть ли не вдвое больше.
Иерархическая структура трипольской системы поселений гораздо более четко проявляется в среднем и позднем периодах. Поселения этого времени могут быть разделены на малые (2-3 га), средние (4-8 га) и крупные (более 10 га). В среднем Триполье площадь крупных поселений достигает даже 25-60 га. В начале позднего этапа есть поселения площадью 250-300 и даже 400 га. В одном из таких поселений (у г. Умань недалеко от Киева) прослежена застройка по четырем эллипсам и установлено одновременное (?) существование более 1500 домов. Поселение в Доброводах (южнее) имело площадь около 250 га. Дома на нем располагались по девяти-десяти кольцам. Население столь крупных поселков определяется в 10-20 тыс. человек. На ряде поселений позднего Триполья отмечается групповое расположение жилищ, хотя кольцевое также сохраняется. Так, в Петренах (Молдавия) обнаружено около 500 жилищ, расположенных кругами, с радиальными и кольцевыми улицами. Это, несомненно, один из административных центров позднетрипольского населения. Таким образом, для энеолита характерна гораздо более сложная система поселений, чем для неолита. Поселения варьируют по величине, плотности застройки, высоте над уровнем моря, топографии, типам почв.
Иерархическую структуру античных поселений археологи все более прослеживают и на территории будущей средневековой Новгородской земли. Только, понятно, что селения здесь зачастую в несколько домов, так как север все-таки трудноват для проживания со времен послеледниковья до сих пор. Здесь значительную часть года необходимо интенсивное отопление жилищ, что летописи отметили в сказании о посещении апостолом Андреем славян на землях будущего Новгорода.
Поселения культуры воронковидных кубков, судя по материалам из юго-восточной Польши, тоже различались по величине. Выделены большие поселения, расположенные на значительной высоте. Одно из них достигало 50 га. Затем следуют поселения средней величины, расположенные как в долинах, так и на плато. Наконец, имеются малые поселения. Большие поселения находились на расстоянии нескольких километров одно от другого, между ними лежали малые. Внутри больших поселений различают участки специфической деятельности: печи, места обработки кремня и пр. На поселениях культуры воронковидных кубков широко распространены укрепления (Дания, Германия). Некоторые из укреплений окружают площади до 10 и даже 25 га. Поселение Деренбург было окружено рвами и палисадами с трех сторон, четвертую сторону защищал крутой склон. Укрепленный район имел площадь 2,5-3 га.
Римляне свои деревни нередко называли «rus», а – вероятно – более крупные и сгустки деревень – «pagus». Геродот отмечал наличие иерархической территориальной структуры в Великой Скифии: царские скифы – другие царства – округа…
Пока сохраняется версия, что на значительной части Европы в V-IV тыс. сохранялось племенное социальное устройство, столь характерное для неолита. В средней и северной частях Восточной Европы, где обитали в то время охотники, рыболовы и собиратели, племенное общество переживало период расцвета. Иначе обстояло дело в Юго-Восточной, Центральной и на юге Восточной Европы, где уже с конца VI тыс. и во всяком случае со второй половины V тыс. общество начинает переходить на новую ступень развития, гораздо более сложную в социальном и политическом отношении, которую иногда определяют как "военную демократию".
Но если эта преобладающая версия историков и археологов верна, что и надо говорить о племенах Приильменья хотя бы 5 – 4 тыс. до н.э. А с юга сюда иногда могли приходить уже и носители «военной демократии» - князья и их дружины, родичи. Летописное Сказание о Словене и Русе подчеркивает именно такой момент истории Приильменья.
Тогда появляются центры, координирующие экономическую, социальную и религиозную деятельность. Возникает возможность организации в широком масштабе общественных работ, таких, например, как сооружение укреплений, которые становятся характерной чертой энеолита Европы, создание ирригационных сооружений, святилищ и храмов, больших мегалитических построек. Общины начинают специализироваться в зависимости от природных богатств и других преимуществ. Более высокий уровень специализации наблюдается и внутри общины. Население значительно возрастает и переходит критический рубеж, которым определяется племенной уровень социального развития. Рост населения на юге и отмечен основной причиной перемещения скифских князей Словена и Руса на север.
Характерным признаком изменения социально-политической организации в древней Европе и является иерархическая структура поселений, которая впервые засвидетельствована именно в энеолите Юго-Восточной Европы. Один уровень поселений - это уровень одной общины, другой уровень - региональный. Некоторые поселения доминируют над всем регионом, становясь местом, где находятся региональные социополитические авторитеты. Обычно таких поселений меньше, но сами они значительны по величине. Складываются районы с центром в виде крупного поселения, окруженного малыми. Такие районы выделены уже для неолита в Уэссексе (Англия), причем центром каждого было укрепленное поселение. Население такого района составляло от 400 до 2000 человек. С каждым из таких районов связаны длинные курганы - места погребения вождей или людей высокого ранга. Для них создавали большие погребальные сооружения, огромные курганы с колоссальными насыпями или мегалитические гробницы из крупных камней или каменных плит. Но курганы и мегалиты в Европе не всегда отражают появление сложных по социальной организации и иерархичности структуры обществ. Иногда курганы были местом погребения всей общины. Возведение мегалитов, к которым относятся не только погребальные, но и другие ритуальные сооружения, приходится в основном на вторую половину IV тыс. до н. э.
Уже десятки лет назад отмечено, что в среде культур ямочной (ямочно-гребенчатой) керамики в округе будущих Москвы и Санкт-Петербурга широко развивается обмен. Предмет обмена - прежде всего различный поделочный камень. Например, в восточной Прибалтике широко добывался и обрабатывался янтарь. Особенно много янтаря найдено в Лубане (Латвия) : подвески, кольца, бусы с V-образным отверстием. Янтарь широко расходился по лесной половине Восточной Европы, особенно в среде родственных культур. Высококачественный кремень добывался на территории Финляндии и Скании, диабаз - в западной Финляндии. Отсюда они распространялись но всей Скандинавии.
Янтарь обильно представлен в десятках неолитических захоронений в Кончанском под Боровичами. Мастерская каменные орудий труда выявлена в том же регионе в Егле на берегу Мсты (Хесина в античности ?).
Система поселений европейских культур III тыс. еще должным образом не изучена плохо. Одна из причин в том, что именно в это время появляется и распространяется новый тип археологического памятника, на который и направлено преимущественное внимание археологов,- могильники. Поселения с огромной площадью зачастую дают менее яркие и богатые находки, чем могильники, и в итоге поселения III и II тыс. в Европе в целом известны хуже, чем могильники этого времени.
Например, большинство поселений майкопской культуры Северного Кавказа расположено на труднодоступных мысах плато, на высоких речных террасах. Немногие из этих поселений раскопаны в достаточной степени. Полнее, чем другие, изучено поселение Мешоко. Его площадь около 1,5 га. Оно было укреплено с напольной стороны каменной стеной, толщина которой достигала - 4 м. Мощная каменная стена была и на поселении Ясенева Поляна, и на других поселениях. Дома располагались по кругу или овалу и были пристроены к оборонительной стене изнутри. Это легкие каркасные постройки со стенами, обмазанными глиной. Средние размеры жилищ 12 х 4 м.
Из поселений ямной культуры крупномасштабным исследованиям была подвергнута , пожалуй, лишь Михайловка на Днепре. Она расположена на трех смежных холмах. Общая площадь около 2 га. Мощность культурных отложений говорит о длительности ее существования. Жилища среднего слоя (ямного) - неглубокие землянки и наземные дома, иногда на каменных основаниях, с глиняными полами. Средние размеры жилищ 8 х 4,5 м. К верхнему слою относится сложная оборонительная система. Центральный холм был окружен у подножия рвами, а верхняя площадка холма с одной стороны была укреплена стеной из каменных плит. Толщина стены более 3 м. При строительстве домов верхнего слоя камень применялся чаще. В некоторых домах было по нескольку помещений жилого и хозяйственного назначения. Площадь отдельных домов достигала 160 кв. м.
Поселения культур шнуровой керамики, близкой фатьяновцам Приильменья, изучены недостаточно. Можно сказать, что они не обладали насыщенными культурными слоями, свидетельствующими о длительном обитании на одном и том же месте, не были крупными и не имели мощных оборонительных сооружений, хотя упоминаются палисады вокруг некоторых из них.
В целом уже со времен неолита многие поселения и в различных регионах Восточной Европы были укреплены валами и рвами и располагались на мысах, вершинах холмов, островах. В тех случаях, когда интересы обороны, видимо, не играли существенной роли, поселения лежали на низких террасах у рек. Такие поселения встречаются чаще, но поселения на вершинах холмов бытовали более длительные промежутки времени, иногда весь период существования культурной общности. Некоторые районы, занятые – например - в период культуры погребальных урн, не были заселены ни прежде, ни позже, вплоть до средневековья, что указывает на повышенную плотность населения в позднем бронзовом веке.
Округа Городища под Новгородом отразила – с объяснимыми перерывами – процесс заселения берегов у истоков Волхова из Ильменя на глубину в несколько тысячелетий. И здесь, вероятнее всего, уже со времен неолита был своеобразный иерархический центр Приильменья – главный «пагус» (погост). Возможно его эпизодическое существование со времен Великой Скифии. Средневековые властители края это знали и селились нередко именно здесь – подчеркивая сакральный характер своей власти.
Специалисты по энеолиту выделяют городища как особый тип памятника, особенно характерный для позднего бронзового века, хотя возникший раньше и существовавший в более поздние периоды. Это, как правило, довольно обширное укрепленное поселение, расположенное в местах, пригодных для обороны: на вершине горы, на мысу плато, возвышающемся над долиной. В бронзовом веке их укрепляли стенами из камня, дерева и земли, валом (или валами), увенчанным палисадом, и одним или несколькими рвами. При въезде были ворота, иногда защищенные башнями. Размеры городищ бронзового века были подчас значительными, но культурный слой их редко достигает большой мощности, что свидетельствует о периодичности обитания. Внутренняя планировка городищ изучена плохо. Предполагается, что многие из них были лишь убежищами, где население окружающих неукрепленных поселков в случае нападения врагов спасалось само и спасало имущество, в частности скот. Или подобные центры использовались как центры сбора дани, судов от имени верховной власти.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.