Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета (а чего опять с послепотопного колена-то ?!) и живут в северных странах…»
Вопрос о «времени Кия» остается очень спорным. Но еще в прошлом веке Киев, не обращая внимание на стенания ряда «абсолютно все знающих историков», 1500-летие все же отметил. Мог бы и больше, если помнить в его округе об огромных протогородах трипольской культуры 5 — 4 тыс. до н.э. Или земледельца Каина (Нового, а по созвучию имени близкого и Кию) в земле Нод (оборотное Дон) , с которым связывают строительство первого на планете города.
Ладно, о многотысячелетних глубинах здесь особо распространяться не будем. Но вот позднеантичные народы на землях Руси в истоки ранних групп словено-русов попадают — роксоланы, аорсы, росомоны (гвардия королей Скифии и Германии).
Росомоны (гвардия) готов 3 – 4 вв.
Напомним, венеды (включая антов и славян), чудь, меря, весь, мордва и еще с десяток народов вероятного античного союза «Русь, чюдь и вси языци» вошли до 375 г. нашей эры в позднеантичную державу Германариха, короля Скифии и Германии. А затем есть сведения, что венеды (по сагам жители Хольмгарда и Смаланда) подчинились и войскам Аттилы (об этом когда-нибудь позже). Распространение культур длинных курганов и другие археологические реалии отражают какие-то сложные миграционные процессы той поры на Новгородской земле.
Держава Германариха 4 века.
По Иоакимовской летописи новгородский князь Буревой (Бравлин жития?) после девяти неизвестных новгородских князей был побежден варягами. В.Н.Татищев о предшествующей Буревою истории сообщал следующее.
«О князях русских старобытных монах Нестор плохо знал, какие дела свершали славяне в Новгороде, а святитель Иоаким (2), хорошо знающий, написал, что сыны Иафетовы и внуки отделились, и один от князь, Славен с братом Скифом (3), ведя многие войны на востоке, идя к западу, многие земли у Черного моря и Дуная себе покорили. И от старшего брата прозвались славяне, а греки их либо похвально алазоны (4), либо поносно амазоны (5) (что значит жены без титек) именовали, как о том стихотворец древний Ювелий говорит (6).
Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна (7), пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек (8; античный Новгород – по логике - вскоре после появления здесь Андрея ?!). А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая (9).
После устроения Великого града умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал (10), правил славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.
Столпосвят. Адвинда. После сего Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войсками славян, руси и чуди. И сии уйдя, многие земли завоевав, не возвратились. А Вандал разгневался на них, все земли их от моря до моря (12) себе подчинил и сынам своим передал. Он имел три сына: Избора (Избора связывают с аланом Аспаром, одним из героев сказаний о Германарихе и т.п.), Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу, и в их имена нарек (13), и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий и братию его во власть передал. Потом умер Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть над всей землей. Он имел жену от варяг Адвинду (14), очень прекрасную и мудрую, о ней же многое стариками повествуется и в песнях восхваляется.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который девятым был после Владимира, имена же сих восьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнях древних воспоминают (16)».
Об истории Иоакима, Епископа Новгородского
Хотя бы в песнях, и то хорошо. Но ныне к этим сведениям вообще наплевательское отношение. Все это для официоза недостойные внимание мифы — и точка. Как бы сочиняемые доминирующими «абсолютоведами» версии неизбежно не имеют мифических оттенков, в силу неповторимости истории во всем ее бесконечном разнообразии в любой конкретный момент времени (и это не могут отразить любые документальные свидетельства, даже ныне всевозможные телерепортажи с места событий и с самых разных точек зрения и съемки).
Неонорманисты иногда обращают внимание на «Иоакимовскую летопись». Но ниже приведенный конкретный пример показывает, что из такого обращения выходит. В частности, констатации, что «в послепотопное время (о чем говорят десятки хронографов о Словене и Русе) сыны Иафетовы и внуки отделились, и один от князь, Славен с братом Скифом (3), ведя многие войны на востоке, идя к западу, многие земли у Черного моря и Дуная себе покорили. И от старшего брата прозвались славяне» – нет. И быть в схемах неонорманизма подобного не может. Пропадет тогда неонорманизм…
Не упоминается, что князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна , пошел к полуночи и град великий создал, во свое имя Славенск нарек (8; античный Новгород – по логике - вскоре после появления здесь Андрея ?!). А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать, питаясь от скота и грабительства, и прозвалась страна та Скифия Великая .
Сказки?! Но во многом соответствующие десяткам античных данных (Вестник древней истории. 1947 – 1949. Указатель к своду источников академика В.В.Латышева 1950 г.). Сколоты – самоназвание скифов уже у Геродота. А линию многовекового изменения этнонима по пути «сколоты – скловени (как часть венедов) – сакалибы (у арабов) – словени и славяне (с выпадением «к»)» может игнорировать только очень предубежденный лингвист.
Одна из версий родословия новгородских князей
Вернемся к летописям
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
Источники: idrisi.narod.ru, anapafuture.narod.ru, meroving.narod.ru
© «Новгород.ру», 1997-2025
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.