войти

Аттила и Хольмгардия (страница 3)

Им мог быть Люб, "король вильцев", упомянутый затем под 823 г. в Королевских анналах: а в имени младшего сына Люба - Cealadragus (ARF, а.823, с. 160), есть тот же элемент -drag, что и в имени его великого деда. Это могло бы указывать на их родство (Schlimpert. Slawische Personennamen, 201 - 202).Драго, Дражко (Thrasuco, Drasco, Thrasco, *Drazko -Scklimpert. Slawische Personennamen, 44, 201-202, 213), позднее - князь (король) ободритов, неоднократно упоминаемый в "Анналах королевства франков" на протяжении двух десятков лет (ARF, а. 798, 808, 809, 817, 819 г., с. 104, 125, 128, 129, 147, 150). Во времена Вышана князь славян Акамир (см.) пытался провести к власти в Византии сыновей Константина V, братьев Льва IV Хазарина. Это была очередная попытка восточных славян повлиять на имперскую политику, что помогло бы и славянам на Западе.Со времен гибели Вышана начинаются завоевания викингов, что требует большего внимания к державе венедов Драговита и его соратников. Возможно, и в память о Вышане утверждались славянские ононимы Вышгород (город княгини Ольги, известный с 946 г.), Вышеслав (брат Ярослава Мудрого, правивший до Ярослава в Новгороде) и подобные. Более связывают со своей историей имя В. и его соратников чехи, словаки, поляки и украинцы. Литература: 1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.П.

Вади (Вадим). Сага на V в или начало VI в. упоминает: «Еще рассказывают, что однажды конунг Вилькин отправился со своей ратью на восток, и пристал он у одной своей земли в Русиланде, а когда его суда стояли у берега, он вышел и пошел в лес один-одиношенек, и не было с ним ни одного человека. Там он встретил красивую женщину, к которой у него явилось желание, и он был с нею. Было то не что иное, как то, что зовется морскою женою (русалкой): в море она чудовище, а на земле кажется женщиной» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 577, 578).

Вскоре он вернулся к своим людям и кораблям. С попутным ветром вышли в море, где женщина попыталась остановить корабль конунга за корму. Конунг упросил ее отпустить судно, обещая радушно встретить русалку в своей стране. Через полгода он приютил ее в своем доме. Она родила мальчика, получившего имя Вади. И ушла, оставив сына отцу — «никто не знает, что с ней потом сталось».

Мальчик вырос великаном — «пошел в род матери, не походя на других людей: он был тяжел в обращении и потому нелюбим». Конунг все же выделил ему 12 селений в Свитъоде. Но не лучше оказался и младший сын, Нордиан — «рослый мужчина, красивее и сильнее всех людей, суровый, жестокий, жадный до богатства и неразумный в сравнении с прежними его родными». Потому и «его слава не была столь велика, как слава его отца», от которого он принял власть (вскоре русский князь Гертнит подчинил Нордиана).

Этот фрагмент саги показывает одну из форм продолжения традиций амазонок на Руси в форме «русалий» (сожительства летом в лесу с первым встречным мужчиной). По сказаниям о происхождении скифов, от полудевы-полузмеи появилось в Скифии потомство Геракла. От степных ведьм и злых духов якобы произошли гунны.

Вади (Вадим, Ведун-колдун) — имя больше русское, чем скандинавское. Вади становится символом одной из черт отдельных групп русов — угрюмости, нелюдимости (правда, подобное можно обнаружить и у других народов). Позже, имя Вадим связывают с новгородцем, которого убил Рюрик (вероятно, в борьбе за власть).

Важно и то, что опустошенный войнами Русилаид не балует русалок (наследниц амазонок?) своими мужиками. Да и мужчины вынуждены искать супруг в лесах. На это позже иногда намекали арабские и другие свидетельства.

Смерть Вилькина. «Заболел конунг Вилькин и перед смертью отдал власть и царство сыну своему Нордиану. Захватил тот власть и правление над всею страною вилькинов. Как услышал о том конунг Гертнит в Русиланде, заговорил и велел своим людям слушать себя, кто сможет внять его речи:

«Хвала господу, что я дождался на престоле того, что услышал весть о смерти конунга Вилькина; и, вот я клянусь, что хотя бы я прожил три человеческих века, нкогда не буду платить вилькиновым людям отныне и впредь, ибо теперь снято с моей выи ярмо, возложенное на нее могучим конунгом Вилькином. Да услышат люди мой наказ, да узнают все русские люди мои слова: чтобы всякий человек в моем царстве, способный сидеть на коне и держать щит либо в состоянии сражаться и владеть мечом, взял свое оружие и коня, снарядился и явился ко мне. Теперь мы отомстим за себя людям Вилькина, ибо смерть Вилькина-конунга разорвала мирный договор русских с людьми Вилькина, а мы сдержим наши клятвы, данные Вилькину-конунгу» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 578, 579).

Вероятнее всего, событие могло произойти в 470—520 годах. Археологические, лингвистические и эпические факты не противоречат этому. «Курганы Инглингов» в Скандинавии обычно относят к V—VI вв. Вполне вероятно, в одном из них лег и Вилькин. После 550 г. в курганах почти исчезают золото, другие яркие предметы. Начинается сравнительно скромный «вендельский период» (550—800 гг.), предшествующий варяжским завоеваниям {Лебедев. Эпоха викингов..., с. 37).

«Варварские правды» и другие акты середины I тыс. н. э. доказывают, что «мирный договор русских с людьми Вилькина» вполне мог быть. Тем более — известны договоры Аттилы и его сыновей с империей. Нарождавшаяся средневековая Русь тяготилась данью, искала славу на юге, но помнила и об обиде на севере. Столкновение неизбежно должно было произойти. Русь концентрировала силы, в т. ч. и 40 «новгородских городищ», для мощного удара по Скандинавии.

Пример карты, игнорирующей позднеантичные государства Скифии

Победа Гертнита. Чуть позже 530 г. (или более чем на полвека раньше, если речь о временах Аттилы) — после смерти Вилькина — «Гертнит-конунг собрался в поход из Гольмгарда и направился к северу по пути к земле вилькинов, а за ним быстро двинулось непобедимое войско, всадники и пехота.

Придя в землю вилькинов, он стал жечь и убивать людей и грабить, опустошая всю страну острием и мечом, пока не встретил конунга Нордиана с его войском. Тут произошла великая продолжительная битва и падало множество людей с обеих сторон. Пало больше людей Вилькина, ибо у конунга Нордиана войско было меньше: многие вожди остались сидеть дома и не пришли к нему на помощь» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с.579).

Нордиан обратился в бегство. Гертнит три дня его преследовал. Побежденный упал ему в ноги — «отдавая себя и свое царство в его власть и прося себе милости за свое царство». Нордиан был оставлен правителем в Свитьорде, но на условиях выплаты дани и признания верховной — власти Холмгарда, соблюдения клятвы и договоров «по совести». Русь вновь правила Скандинавией?

«В таком состоянии царство Гертнита-конунга находилось долгое время. У него было два сына от жены, старший звался Озантрикс, младший Вальдемар, а третий сын, которого он имел от своей наложницы, назывался Ильей: был он муж мирный и приветливый» (c. 580).

Византийцы в начале VI в. знали «царя гуннов» Горду, которому поручили контролировать низовья Дона и Керченский пролив. Прокопий рассказывал об Илъдигесе, активном участнике событий к середине VI в со стороны славян (Ильдигес занял важный тост при императоре, византийским войском в ту пору иногда командовали и славяне). Противоборствам части скандинавов и словено-русов не противоречат и археологические находки.

К сожалению, должного обследования Приильменья и округи на предмет существования здесь крепости («городков» ?) Гертнита пока не проведено. Но если допустить, что Хольмгард — «скопление поселений, исчезающих во время паводков» (такая версия известна), то выход из научных трудностей есть. Гертнит (Горда?) мог иметь у Ильменя перевалочную базу. Правда, Горда был в 527 г. убит в Приазовье за насильственное распространение христианства.

Смерть Гертнита. «Состарился конунг Гертнит, стал маломощным и посадил сына своего Озантрикса правителем и дал ему все царства вилькиновых людей и царский титул. Долгое время правил тем царством Озантрикс, а его подконунгом был Нордиан. Немного времени спустя посадил Гертнит сына своего правителем в Греции, того, что назывался Ильей, и дал ему достоинства ярла. Был он великий властитель и сильный витязь. Если речь идет о У веке, то тогда реальной властью в Византии стали аланы Аспары и их окружение. И эпическая память как-то могла отразить это образом Ильи – сына Гертнита (Горды, Грода ?).

Заболел конунг Гертнит и созвал главнейших правителей и мудрейших мужей, устроил все свое царство и сказал, как, по его мнению, должно держать его по его смерти. Тут он дал титул конунга своему сыну Вальдимару и посадил его конунгом над всей Русью и Польшей и всей восточной половиной своего царства. Немного спустя конунг Гертнит скончался в великой чести, и его сыновья долгое время правили царством» (Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 5RO, 581).

Сага не говорит, что Гертнит умер и похоронен именно в Хольмгарде. Он вполне мог быть похоронен в Скандинавии по новому обряду — «ингумация в ладье» (VI—XI вв.: Лебедев. Эпоха викингов..., с. 38— 47). «Ладья» (это слово у славян заимствовали скандинавы) вполне могла показывать, что это погребение пришлого для данного места князя. Гертнит, как и герои других саг, «великой чести» вполне заслужил. Конечно, он мог лечь в курган или сопку и на Руси — уточнять это со временем смогут археологи. К примеру, исследуя Шум-гору у Луги.

«Царь гуннов» Горда в 528 г. погибает, так как, приняв христианство, стал уничтожать языческие статуи. Волхвы провозгласили царем Муагериса, его брата (Дорогами тысячелетий. М., 1987, с. 223). В ту пору некоторое время «правит гуннами» и Боа-рикс, вдова княля Болаха (Валаха). Смерть видного «северного царя» (имеющего в разных источниках созвучное имя: Гертнит — Горда) отмечена сагой и византийскими источниками. Она подтверждается русскими источниками XV — XVIII вв., в т. ч. Иоакимовской летописью, указывающей Владимира (Вальдемара) с братьями примерно на V—VI вв. н. э. в числе наследников Вандала.

Ода Милиаса. «У конунга Озантрикса была жена по имени Юлиана. Ее отец был Ирон (Ирнек, сын Аттилы? — П. 3.), конунг Скротана или Миттана, что ныне зовется Англией или Шотландией. У Озант-рикса-конунга и Юлианы была дочь — звали ее Бертой Приветливой. Юлиана умерла, и это оплакивал всякий ребенок.

Милиасом звался конунг, царствовавший в то время над страной гуннов, могущественнейший и надменнейший между всеми конунгами. У него была дочь Ода, красивейшая из всех женщин. Ее руки просили могущественнейшие правители, конунги и ярлы» (Откуда есть пошла Русская земля, кн. I, с. 582).

После смерти Нордиана Озантрикс посадил царствовать его сына, Аспильяна, которому служили могучие богатыри Видольф Миттумстанги, Эдгейр и Авентрод (имевшие огромные железные палицу и секиру). Озантрикс явно правил Русью и направил Милиасу шесть рыцарей с письмом. Он просил Оду себе в жены, но вместе с ней «большие кошели, полные золота и серебра и других драгоценностей». Взамен обещалась дружба и родственный союз, иначе — многочисленная рать. Война состоялась, «наши победили». Ода родила князю Руси красавицу Эрку (созвучие имени Эрнака).

Милиас — известное индоевропейское имя, тогда чаще используемое южанами, например, армянами. Од (Ода) — имя или часть имени, чаще близкое уже северянам. Милиас (вариант: «воинственный») мог быть женат на северянке, от родственников которой Озантрикс, верно, и узнал об Оде.

Указанная на VI в. н. э система родственных связей явно была традиционной, ибо женами-блондинками славились еще фараоны и другие древние властители, а браки знати северных народов имели место задолго до нашей эры. Англо-саксы – под напором масс с Востока — в ту пору уже проникали на запад, так что «Ирон конунг» в реальности мог иметь созвучное имя (Ирнек, Эрнак — сын Аттилы). Никто не мешал тому «конунгу» выдать дочь за русского князя. На севере долгое время – до Владимира Святославовича? — не было возможности содержать большие гаремы, так что под влиянием разных факторов складывалось подобие единобрачия даже у знати (возможно, у знати — и в первую очередь).

Мечты народа... Между Аттилой и Озантриксом после свадьбы Эрки (она родила сыновей Эрна и Ортвина; у Аттилы известны Ирник и Денгизих) продолжалась распря великая.

«У конунга Озантрикса с годами стал другой нрав, чем в молодости. Он стал так жестоко править, что народ его царства едва переносил то ярмо, которое он взвалил на шею каждому. Он полагался на обширность своего царства и на многочисленность народа и был в отношении дани к своим подданным тем суровее, чем, больше ее ему приносили. Вел он также торговлю со всеми, с богатым и небогатым, людьми из кэвоей дружины, крестьянином и заезжим купцом. Хотя он и давал своим рыцарям лены и жалованье, но при этом сам хотел оставаться правителем, чтобы иметь над ними верховную власть» {Откуда есть пошла Русская земля. Кн. I, с. 599).

Царь Руси и округи получал очень много — но всегда «казалось, будто все это уходило в пропасть. И всегда там голодали и плохо пили». Эту беду авторы саг отметили в XI—XIII вв., но знают ее и историки средневековой Руси. «Каждые двенадцать месяцев бывал великий, непомерный побор, и все привыкли к этому, ибо у него вечно были распри и войны всюду...».

После войн подати и тяготы народа усиливались, беспредельно грабили людей и родичи «конунга»: «все они были обучены насилию по одной книге». Было спокойно, когда Озантрикс грабил «вне страны». «Все надеялись, что он когда-нибудь выедет из царства на добычу и не вернется; все были довольны его задержками, и все страшились его возвращения» (там же).

Так как Озантрикс обитал ближе к центру Европы и туда стягивал богатства Руси десятилетиями, это может быть одним из объяснений сравнительной археологической бедности страны с VI века. Лишь отдельные богатейшие клады на Руси показывают, что люди с достатком и в ту пору среди русских были. Но Озантрикс, Аттила и им подобные слишком многое в Европу вывезли, затем арабы и тюрки постарались. Да и в последние века три грабеж России не прекращался. И не думают словено-русы о догме науки: нет следов богатств народа — не было у него государственности...

Аттила и Блед. Аттила(380? — 453) и Блед — цари Гуннии, контролировавшей в ту пору земли от Урала до Галлии и от Балтики до Понта и Каспия. Братья правили совместно с 434 г., но в 445 г. Блед был Аттилой убит. Германцы запомнили Аттилу под именем Этцель, венгры используют и ныне личное имя Аттила. Всего у Аттилы было около 70 детей (у скифского царя Скилура во 2 в. до н.э. число детей оценивалось до 80 – одних сыновей)..

Имя Аттилы — индоевропейское, типа Ахилл, Скил, Скил-ур, Вавило, Гудила и подобных, во многом связанных с Великой Скифией. Походами 443 и 447 гг. Аттила добился от Рима уплаты огромной ежегодной дани. Он продолжал как бы натиск готов и вандалов на Галлию. Восточные народы в битве 451 г. на Каталаунских полях потерпели поражение от западных, которые в истоке сами имели начала в Великой Скифии. Но уже в 452 г. Аттила вновь ведет Великую Скифь на Рим. Подошел к городу очень близко, но брать не стал — ограничился выкупом.

Император Константин в X в., по византийской традиции, считал Аттилу царем, «василевсом аваров» (обров — русских летописей). Василевс – титул ранних скифских царей-императоров (затем василевсами именовались и императоры Византии, как бы продолжавшие традиции преимущественно индоевропейской Скифии). И указывал, что целью восточного царя был разгром Запада и франков. Этот царь, «явился, разорил и погубил все Франгии, то все франки в ужасе перед василевсом Аттилой начали спасаться бегством...» (Константин, 1991, с. 107). Понятно, что когда-то на давление восточных народов франки вынуждены были ответить. Это и произошло при Карле Великом с VIII в. н. э.

А. Г. Кузьмин считает это имя – Аттила — кельтской формой индоевропейского «отец», «батила» — да и самого героя фризом. Но пили на похоронах Аттилы славянский «мед», а само пиршество называлось славянским «страва» (по свидетельствам Приска). Т. Шор (Лондон, 1906) не исключает роль гуннов-фризов в формировании англо-саксов. Но ранее «гунны» все же обитали ближе к Уралу (Дорогами тысячелетий, 1987, с. 121—125; работы Л.Н.Гумилева).

Позже и русские нередко предстают в источниках как «гунны». А пример гуннов был заразительным для западных королей. «После ухода Аттилы, многие годы спустя, подобным образом явился король Пипин, который правил тогда Папией и прочими королевствами...» (Константин, с. 107). Франки шли на восток, по пути, проторенному гуннами-аварами на Запад.

Источники: www.russika.ruradikal.ru

  Страницы: 1, 2, 3, 4, 5

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.