войти

Кузница из Спас-Пископец

Количество кузниц в сельской местности в разное время было различным. В сравнительно недалекое от нас время (XVIII - первая половина XXвв.) ситуация была примерно такой: небольшая деревня имела одну кузницу, одна же могла обслуживать тесную группу малых деревень, в большом поселении могло быть две-три кузницы.

Кузница из деревни Спас-Пископец Новгородского района

Как объект пожароопасный, кузницы ставили за деревней, в поле, при каком-либо источнике воды, если представлялась такая возможность, во всяком случае, в отдалении от жилой хозяйственной застройки. К ним должны были вести не только тропинки, но и дороги.

Архитектурно-конструктивное оформление не отличалось разнообразием. Обычно это квадратный или прямоугольный в плане невысокий сруб под двухскатной крышей. Длина стен не превышала 5м. Чаще они были короче. В длинной стене устраивались широкие ворота с тем, чтобы в помещение можно было завезти какую-либо повозку (телегу, дровни и т.п.). Это диктовалось тем, что привезенный в ремонт или увозимый, изготовленный, отремонтированный предмет, предмет большой тяжести и габаритов мог погружаться или разгружаться непосредственно на месте работ, с применением меньших сил и затрат.

Основное оборудование кузниц тоже не отличается разнообразием. Непременное их содержание: печь-горн с большим металлическим колпаком над ним и вытяжной трубой, меха для подачи воздуха в жаровню под подом, ящик для древесного (березового) угля, одна или две наковальни, различные полочки и ящички для инструментов и приспособлений.

Отобранный и привезенный в Витославлицы экземпляр далеко не лучший, хотя и типичный по общему характеру. Дело в том, что с хорошими и лучшими экземплярами, которые удалось выявить и обследовать, происходило к началу 1980-х годов следующее. Одни кузницы действовали и их не предполагалось закрывать, другие были основательно модернизированы в духе современных требований, третьи оказались сильно перестроенными и функция их изменилась, т.е. они перестали быть кузницами, четвертые находились в аварийном состоянии, полностью утратили внутреннее оборудование и т.д. Иного выбора для того времени на основе имевшегося материала не было.

Кузница д.Спас-Пископец (теперь Песчаное) сделана в годы советской власти, в начальной ее поре. Сделана преимущественно в старых народных традициях. Сруб ее первоначально служил житницей, хлебным амбаром. Подтверждением этому факту служат вертикальные врубки на стенах для продольных и поперечных стенок зерновых засеков. По словам старожилов и прежде всего Нестерова Ивана Степановича (1892г.р.), житница была срублена в дореволюционное время из леса, заготовленного в Терешкиной Ниве. Принадлежала семейству Гусевых. В 1934г. во время образования колхоза перевезена за деревню и переоборудована под кузницу. Занимался перевозкой, сборкой, некоторой перестройкой и оборудованием переселенец из Псковской области, пользующийся большим уважением в деревне Смирнов Петр Степанович. Он и был, вероятно, первым колхозным кузнецом.

Кузница работала и в послевоенные годы. Последним кузнецом был Гусев Иван Алексеевич. Примерно в 1970 году ее закрыли за ненадобностью. Сведения об истории постройки собраны архитектором Поповым В.А., который активно работал в изучении кузницы, разборке и перевозке ее в музей народного деревянного зодчества.

Постройка представляет собой прямоугольную, почти квадратную в плане бревенчатую клеть, соединенную по углам в "обло с остатком" и перекрытую двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. Пола и потолка не имеет. Когда постройка была житницей деревянный пол, разумеется, был. Его удалили, переделав клеть в кузницу.

Житница имела вход в одной из торцовых стен, правой, если смотреть на теперешние кузнечные ворота. Его при перестройке заделали, но не полностью. Оставили окно для загрузки кузницы углем, который ссыпался в большой встроенный отсек. Ворота сделали в смежной продольной стене. В противоположной прежнему входу стене прорубили небольшое прямоугольное окно. Старые бревенчатые слеги, видимо погнившие, заменили толстыми жердями, уложив их более часто. Это было вызвано и тем, что тесовую кровлю сменила щеповая.

К противоположной от ворот стене примкнул горн с большим пирамидальным металлическим зонтом над ним и вытяжной деревянной трубой. Слева от него разместились меха, справа отсек для угля и широкая полка-"полати" над ним. У горна поставили наковальню. На других стенах поместили приспособление для инструментов, устройство для сверления и прочее.

Заброшенная постройка начала быстро разрушаться. Прохудилась щеповая кровля и стала протекать. Не помогали ни железные листы, ни листы шифера, закрывшие наиболее обветшавшие места возможно еще в то время, когда кузница была рабочей. Сгнили полностью или значительно 2-4 нижних венца. Особенно пострадала задняя стена, к которой сбрасывали мусор. Оказались сколотыми и утраченными многие "остатки" бревен на углах. Кирпичный горн был полуразрушен, металлический зонт над ним деформирован. Кузница покосилась. По сравнению с тем, что было с десяток лет назад, кузница производила удручающее впечатление. Состояние постройки было почти аварийное. Подробности деформаций и утрат нет смысла излагать.
Что оставалось делать? Реставраторы накопили большой опыт по спасению кирпичных и каменных памятников, бывших в тяжелейшем виде. Следовало применить такую практику и на деревянных постройках. Да она уже и применялась. Кузницу решено было перевозить.

Обмеры и исследования велись одновременно со строительными работами. Их выполняли автор этих строк, как научный руководитель, и архитектор-реставратор Попов В.А. 9 и 10 декабря 1981г. выполнялись только обмеры и исследования, разметка элементов постройки. 11декабря начата разборка и перевозка. Тогда же работы были закончены.

Разборку осуществляли плотник Карташев А.А., рабочие Большаков Д.С., Ярославцев В.И., Пустошкин Н.Я. В подсобных работах участвовали возчики Генат А.И. и Васильев И.Г. Перевозили шоферы Каск Н.А. и Дементьев А.М. Работа выполнялась по уже освоенной методике: освобождение постройки от всего чуждого и мусора, устройство подмостей и лестниц, разметка металлическими бирками, снятие и опускание бревен на землю. Относка на площадку временного складирования, упаковка элементов подверженных сколу, слому, утрате и прочее.

Кроме самой кузницы, вывезено и все ее уцелевшее оборудование. Бревна были складированы на территории Витославлиц вместе с гумном, вывезенном из Горбухина. Над ними был сооружен дощатый сарай. Оборудование поместили в другом складе.

Проект реставрации разрабатывался в 1981-82гг. В нем предусматривалось: заложить 4 бутобетонных столбчатых фундамента под углами сруба (в Спас-Пископце постройка фундаментов не имела), восполнить недостающие и заменить погнившие нижние венцы, отремонтировать сколотые концы бревен, реставрировать окно на месте двери в правой торцовой стене и окно в левой, сделать новые слеги крыши по старым врубкам в самцах, воссоздать тесовую кровлю с потоками на курицах и охлупнем. Сделать горн с металлическим зонтом, деревянной вытяжной трубой и мехами для поддува, установить наковальню и выполнить все остальные мелкие работы по интерьеру. Нацеливалось на то, что кузница реставрируется не формально, а как рабочая производственная постройка.

Обоснование проекта достаточно простое, поскольку все его части и детали так или иначе подтверждены натурными данными.

Дело с практической реставрацией кузницы затянулось на годы. Весь комплекс работ завершился лишь во второй половине 80-х годов. Работы выполнялись в соответствии с проектом. Сбоку перед кузницей сделан станок-загон для ковки лошадей. Работы выполнены качественно.

Кузница поставлена на лугу к северо-западу от будущей улицы формируемого северо-восточного сектора музея и является одним из его архитектурных экспонатов.

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.