Эта и следующая постройки были выявлены при очередной архитектурно-этнографической экспедиции по районам области, проводившейся в начале июня 1988г. Тогда же была достигнута принципиальная договоренность с владельцами о продаже их музею для Витославлиц. А в последней трети того же месяца эта идея была осуществлена.
Чем привлекла постройка Смирнова? А всюду, кроме отдельных, хотя и существенных деталей еще живут, и не только живут, но и очень ярко проявляются традиции русского народного деревянного зодчества. Они всюду: в конструктивно-технической простоте, в функциональной логичности - вы, обладая некоторым историческим и практическим опытом, никогда не скажете, что это, например, баня или нечто другое, вы не будете утверждать и о присутствии в построечке какого-либо "духа", исходившего от архитектора профессионала. Нет его. И не должно быть в таких случаях. Кабинетный профессионализм тут только бы напортил. Это бывало. И не редко.
В житнице Смирнова вход сделан по оси фронтона (чела, залобка) двухскатной крыши. Оформление двери уже упрощено. Плотники отказались от верхнего горизонтального косяка, оставив только два боковых, В приеме можно увидеть влияние городской архитектуры, когда косяки стали заменяться коробками. Однако в дереве это не совсем так. Коробки соответствовали толщине стен, часто превышали ее. На фасаде и со стороны интерьера они резко сузились, хотя и получили усложненный профиль в свету. У нашей житницы такого нет. Здесь стоят брусья сечением 16 х 20см. Понятно: их трудно выбить, сломать. К тому же стоит солидное дверное полотно из двух досок толщиной около 5см с двумя врезными шпонками, двумя же внутренними металлическими петлями на кованых подставках, надежно забитых с внутренней стороны, и внутренним врезным замком. В житницах хранилось зерно - будущий хлеб да еще мясо животных в тушах, подвешенных высоко над проходом к толстым жердям - "грядкам". "Грядки" врубались в стены почти под самой крышей. Потолков житницы-амбары не имели. Зачем? Защиту же от "лихих людей" предусматривали основательную. Конструкция крыш всегда была самцово-слеговой.
Попытки хищения продуктов питания всегда были, особенно в неурожайные годы. Есть-то надо. Как правило, проникновение в хлебные амбары редко кончалось успехом. Хозяин предусмотрительно ставил свою "житную" постройку так, чтобы со своего обычного места у окна видеть дверь ее.
Можно и обмануть владельца: проникнуть в житницу с противоположной от избы стороны, снизу. Сделать, например, подкоп под пол, взломать его и "дело в шляпе". Говорилось прежде, да и теперь: "голь на выдумки хитра". Попытайтесь. Пол в житнице Смирнова сделан из толстых, пропаженных друг к другу пластин, концы их пропущены сквозь стены наружу. Оказывается не так-то просто. Предусмотрено и это.
Через крышу. Да вот слеги врублены в каждый самец, часто. Если разобрать кровлю, то щель между слегами окажется столь узкой, что не протиснется и мальчуган.
А вот грызуны - мыши, крысы. Под порогом входа имеется небольшое оконце-лаз для кошки. Птицы? Окон нет.
Продумано все много столетий назад, передавалось из поколения в поколения, уточнялось, добавлялось что-нибудь новое и отбрасывалось лишнее. Итог - совершенство.
О существенных деталях житницы Смирнова, полученных при ее обмерах, исследовании и разборке. Лучше снизу-вверх. Тыльная, северо-западная стена оказалась на склоне участка. Под ее углы плотники подвели толстые бревна-чураки или стулья. Они совершенно погнили и расщепились. Напротив, лицевая стена и части смежных боковых, оказались в наросшей земле. Тоже изрядно погнили. Перед входом сделан примост из двух толстых пластин, уложенных на кронштейны-помочи нижних бревен, довольно толстых. Погнили и они. При разборке здесь под углами постройки вскрылись камни-валуны, совершенно утонувшие в земле. Иных фундаментов нет.
На бревнах стен со всех сторон имеются насеченные топором разбивочные метки. В боковых стенах, например, северо-западной они сделаны в три ряда. Везде нижний венец исключен, хотя совершенно необходим для опора пола. Объяснить это можно различно: житницу рубили в лесу, на месте заготовки деревьев, потом перевезли к избе и собрали, сделав новый нижний венец, которого не было. Второй вариант: житницу перебирали на месте ее установки, чтобы подвести недостающий нижний венец или заменить его, как погнивший. Третий случай: могли быть и тот и другой варианты. Установить оказалось трудно. Хозяин не помнит, работы велись до него. Значит, житницу делали в конце XIX столетия или самом начале XX. Конструкции, общий строй архитектуры, ее деталей (направление дверного проема) этому не противоречат.
Кровля крыши в середине 1988г. была рубероидной, сделана очень небрежно, нанесена по щеповой, обветшавшей и не первичной. Начальная была драничной (колотые доски) с потоками на курицах. Обрубленные с нижних концов курицы уцелели. Это подтвердил владелец и многие старожилы деревни. До сих пор в некоторых деревнях Пестовского района их можно видеть на хозяйственных постройках - амбарах, банях, пелевнях (небольших сараях для хранения плевел, отходов после обмолота зерновых), гумнах и других. Утверждают, что драницами покрывали скотные дворы при избах и даже сами избы. Что ж. Материал более надежный, нежели доски, легко доступный, быстр для изготовления, дешев, дольше служит. Если сделать такую кровлю аккуратно, по красоте она не уступит тесовой. Их здесь, на северо-востоке области и в соседнем Устюженском районе Вологодской, с успехом и широко делали в послевоенные 40-50-е годы.
Где же главные элементы житницы - хранилища для зерна, называемые в разных местах по-разному: засеки сусеки, закрома...? Их нет. Выломали за ненадобностью. А что хранить? Вспомним, как было. Гражданская война, разруха, голод, организация коммун, продразверстка, комбеды, обобществление собственности на базе организуемых колхозов и совхозов, раскулачивание, война, восстановление в том числе крестьянских хозяйств, когда многие мужики-трудяги сложили головы на полях сражений, тяжелейший ручной труд, объединения, "неперспективные" деревни, потом разъединения, отток крестьян в поселки и города, перестройки за перестройками. Перестраивать научились, строить разучились! По экспериментировали с трудягой деревней, кормилицей-поилицей страны. Она же обувала и одевала всех. Выдерживала, но какими усилиями, жертвами. А закрома - вон. К чему они?
У нашей подопечной уцелела одна попорченная доска внизу слева от входа и борозды - врубки на стенах в помещении. По ним сусеки прекрасно воссоздаются. Их шесть, по три слева и справа, разделенные дощатыми перегородками. Житница Смирнова постройка небольшая, 3,03 х 3,03м в помещении при общей высоте до верха крыши примерно 2,5м. Нужно было найти экономное рациональное решение. Нашли. Сусеки имеют как бы два яруса: широкий, но низкий нижний, откуда берут зерно, и высокий, поуже, куда засыпают. Здесь все так. Только стенки боковые сделаны наклонно, кверху с уширением засеков. Наблюдательные практичные крестьяне знали, что сыпучие материалы имеют свойство занимать определенный угол откоса, больше которого зерно не посыпется самостоятельно.
Общее техническое состояние основных частей житницы было удовлетворительное. Постройку приобрели по ее страховой оценке за 170 рублей.
Разборку осуществили 4 студента-практиканта из Новгородского политехнического института (теперь университет). Парни работали быстро и в то же время внимательно, четко и аккуратно. Руководил автор проекта реставрации, он же научный руководитель. Работа выполнена практически за один день 23 июня 1988г. В ближайшие дни того же месяца элементы житницы были перевезены в Новгород на площадку сборки в музее Витославлицы.
Заложили четыре столбчатых фундамента под углы постройки и начали сборку. Бревна нижнего венца, сильно погнившие, пришлось заменить новыми. Новым стал и примост - крыльцо перед входом. Заменялись также сильно поврежденные слеги крыши.
Работу выполняли те же студенты. Оказалось, что никто из них не владеет топором и некоторыми другими простейшими строительными инструментами. Это удивило. Как же в будущем, став руководителями стройки, они будут объяснять и на деле, практически, своими руками показывать молодым рабочим выполнение той или иной операции? А случись проектировать, - нужно детально в сознании проиграть осуществление в натуре какого-либо рабочего чертежа. Без этого нельзя. Академик архитектуры А.В. Щусев подобного не допускал.
Студенты реставрацию не довели до конца, - шли каникулы и необходимо было отдохнуть. Работу продолжили плотники Новгородской реставрационной мастерской и ... не довели до конца. Причина: работники - рабочие мастерской не могут де заготавливать драницы, поскольку, технология... утрачена. Вот так. На деле же получать драницу - все равно, что лучину щепать, только размеры больше и инструмент другой - драч. И еще одно условие: древесина (ель, сосна) должна быть прямослойной, что определяется очень просто, по коре. Если снимается прямо, - годится, если косо - нет. Ведь просто и очень. Причина настоящая предельно банальная: нежелание.
Примерно по тем же мотивам не сделаны сусеки (лари) - нет толстых бревен (доски должны быть широкие). Но ведь существует выборочная рубка леса, при которой нужные деревья всегда можно найти. Вот и стоит житница не включенной в экспозиционный перечень памятников, стоит под временной рубероидной кровлей.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.