Часовни - небольшие культовые постройки без алтарей. Они не предназначались для постоянных или периодических богослужений. Очень часто иконы в них ставились на полки у восточной стены помещения. Иногда вешались и на боковых стенах. Реже устраивался настоящий иконостас, правда, с ограниченным набором икон. Но и он устанавливался вплотную к восточной стене, порой с поворотом на части боковых стен. В таких часовнях (с иконостасами) в престольные праздники совершалось настоящее богослужение, для чего из ближайшей церкви приглашался священник.
На дальнем Севере, например, в Карелии и Архангельской области часовни имели вид небольших церквей с колокольнями, не редко очень высокими. В Новгородской области (в теперешних ее границах) подобные часовни встречаются не часто.
Когда на Руси появились первые часовни - установить трудно. В XVII столетии их строили уже много. Можно предположить, что традиция строить часовни возникла гораздо раньше. В следующем столетии часовен в приходской округе могло насчитываться уже до десятка. Особенно интенсивное строительство этих маленьких молельных домов развернулось в XIX - начале XX веках. Инициаторами чаще всего выступали жители какой-либо деревни или двух - трех деревень, реже священнослужители. Бывало много случаев, когда часовни строились как бы стихийно, без пасторского разрешения и благословения. Отчего возникали недоразумения при освящении таких Часовен. Поэтому официальная церковь всячески боролась с проявлениями подобного народного творчества. Но противостоять ему было не просто.
Строились часовни в разных местах, по различным поводам и причинам. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на источниках (родниках), которые из недр земли извергали чистейшую, очень холодную, иногда целебную минеральную воду. Строили часовни на древних кладбищах-жальниках или у больших сопок.
Позднее на жальниках могло разрастись современное православное кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй половине прошлого столетия - начале нашего, уходящего, огороженные захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, сказал бы, не совсем культурной традицией. Не пора ли от нее отказаться?
Один из примеров, где "православные" захоронения напрочь испортили древнее славянское жальническое кладбище, - местечко у д.Большое Замошье Валдайского района. Свежие могилы врезали в древние, символически обнесенные по овальным контурам рядом камней-валунов. К тому же с восточной стороны проложили дорогу, срыв часть кладбища. По существу совершено кощунство, святотатство, надругательство над памятью предков, прародителей. Когда случалось прежде такое в русской деревне? Откуда это? Часовни на этом жальническом кладбище нет, хотя, по некоторым сведениям, была.
Нередко часовни ставили по какому-то обету (обещанию, обязательству) в память об удаче, несчастии, неожиданного происшествия, спасения от неминуемой гибели и т.д. и т.д. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных, красивых местах, где можно было не только отдохнуть, помолиться, перекусить, но и полюбоваться дивными окрестностями.
Существовали, существуют и теперь заповедные, "священные" рощи. Они обычно небольшие, стоят отдельно или на опушке леса, иногда у деревни. Деревья здесь не рубят, землю не распахивают, а иногда строят часовню. Стволы вековых сосен и елей украшают лентами, полотенцами, живыми цветами и венками из них. Можно встретить и небольшие литые бронзовые иконки, к сожалению похищаемые не разборчивыми любителями. В таких местах древнейшие народные (языческие) традиции, смысл и символика которых позабылись, тесно переплелись с православными обрядами, но уже истолкованными по-своему, по-домашнему.
Рубили часовни обычно из дерева. Если они сгорали или ветшали, то их обычно возобновляли, стараясь вернуть те же формы. Кирпичные и каменные часовни сооружали в городах или около них. В некоторых районах Новгородской области, где много камней-валунов или известняковой плиты, возводились каменные часовни.
В последние десятилетия эти маленькие культовые сооружения начали катастрофически исчезать, причин много. Обычно, лишенные присмотра, ухода и ремонта, они ветшают и разрушаются. Часовни в деревнях, приспособленные для различных хозяйственных нужд, подвергались перестройкам, но никогда не ремонтировались. Или вот такой случай. Очень интересную часовню XVIIIв. в деревне Концы Маловишерского района, несколько обветшавшую, попорченную перестройками XIXв. и позднейшими утратами, стоявшую посредине деревни, на площади, "находчивый" житель разобрал и ... соорудил из ее бревен себе баню. Знай наших! Интересно, как к этому отнеслись соседи и все жители деревни? Прежде за такое святотатство его бы побили палками и выгнали из деревни до конца жизни с опороченной репутацией.
Часовни грабят, похищая оттуда иконы и церковную утварь. Их становится меньше и меньше. Процесс этот трудно остановить, он практически почти необратим. Одной из мер по спасению часовен стала перевозка их на территорию Витославлиц, в Новгородский музей народного деревянного зодчества. Но территория музея ограниченная, экспонировать большое число часовен невозможно и по другим причинам. Поэтому сюда перевезены только три постройки.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.