войти

Церковь в с. Илемно

Вторая деревянная церковь находится в селении Илемно на правом высоком и крутом берегу Шелони. Она посвящена Казанской иконе Богоматери. (Часто неверно называют: Казанской Богоматери. Богоматерь была одна, а посвященных ей икон много). Первоначальное название церковь носила Успение Богоматери. Изменение произошло после ее построения.

Исторические сведения о памятнике получены из небольшой брошюры Е.Е.Лебедева. На нее и ссылается автор этой работы. Иных материалов, прежде всего архивных, пока не найдено. Остальное - натурные исследования и опрос старожилов. "Илемно - старинный погост и некоторое время (с конца XVв.) центр Илеменского "кормления".

В Илемне в конце XVIв. "была церковь древена Успение Пречистыя, сожгли литовские люди. А на пожарище, осталась теплая церковь преподобный Сергий. Местный деревянный храм, здание которого построено было в 1631 году, реставрирован (1891-1909гг.) в прежнем же стиле XVIIв. и изображен здесь на рисунке академика-архитектора В.В.Суслова (1889г.). Однако старинный храм освящен 6 окт. 1909г. в честь Казанской иконы Богоматери, не сохранив прежнего наименования по празднику Успения пресв. Богородицы, которое перешло к позднейшему каменному храму." (стр. 63-64).

Сооружение церкви в 1631 году, во времена тяжелые, переживаемые людьми после "шведского разорения", - событие редкое. Старая Русса и Новгород смогли возобновить строительные работы лишь в 70-80-е годы. В данном случае возобновление храма объясняется тем, что жители прихода вообще остались без церкви.

Впервые памятник обследовался в августе 1959г. Уже тогда он предстал в виде бренных остатков. От первоначального объема уцелело не более 5-6 части, его низ.

Первоначально церковь состояла из главного храма и двух ярко выраженных в композиции приделов. Главный объем представлял собой высокий, квадратный в плане сруб, перекрытый четырехскатной крышей, на которой утвердились пять восьмериков, увенчанных шатрами с главками и крестами. Центральный восьмерик с шатром резко выделялись своими большими размерами. Малые угловые тесно группировались вокруг главного, создавая напряженную, устремленную ввысь композицию.

На восточной стороне к четверику примыкал пятистенный алтарь, перекрытый бочкою и увенчанный главкой. С запада ему соответствовала примерно таких же размеров трапезная с бочечной крышей и главкой. С севера и юга к церкви были прирублены квадратные в плане приделы несколько меньших размеров. Они имели такие же пятистенные алтари, что и в основном храме, такие же бочечные крыши, но без главок. В приделы можно было попасть через двери в западных стенах и из главного помещения. С трех сторон (западной, южной и северной) сооружение огибала галерея-паперть, внешние боковые стены которой примыкали к внешним углам приделов. По некоторым признакам и на основании рисунка В.В.Суслова галерея была глухой, дощатой на стойках и имела лишь небольшие оконные проемы. На западной стороне к паперти примыкало двухвсходное крыльцо. Натурных и иных данных для такого утверждения нет. Но близость обрывистого берега и расположение церкви относительно застройки в деревне иного решения не допускают.

Колокольни на самой церкви не было. Вероятно, она стояла отдельно. О ней нет никаких сведений.

Остается добавить, что бочки и главки были покрыты лемехом, а остальные кровли - тесом.

За время, прошедшее после взведения церкви, она наверняка подвергалась неоднократным мелким и крупным ремонтам, перестройкам. Установить их количество, время проведения, характер и объем воссоздать невозможно. Наиболее серьезные выполнялись во второй половине XIX столетия. Их тоже расчленить трудно. Но общий характер работ выявляется.

Прежде всего, церковь снаружи обшили досками. Как поступили с интерьером, не установлено. На приделах и галерее изменили конструкцию и форму крыши. Подняли ее и сделали общей двухскатной для всех пониженных объемов. При этом нижние части бочек на приделах оказались в чердачном пространстве. Кровлю сделали металлическую, но на главках и бочках она оставалась лемеховой. Хотя, может быть, ее повторили при "реставрации", проводившейся при академике В.В.Суслове в 1889г. Видимо, тогда же под церковь подвели каменно-кирпичный фундамент, а может быть и несколько позже. На рисунке академика четко изображены галереи, хотя и перестроенные. В натуре фундаменты сделаны только под срубами основного объема. Для галереи их нет. Возможно, рисунок выполнялся до ремонтных и "реставрационных" работ. Изменились формы и характер крыльца.

Внутри были вырублены стены между трапезной и основным молельным помещением, между основным залом и приделами. Первично их соединяли только дверные проемы.

Наверное, подвергался переделкам и иконостас, а также встроенное оборудование: скамьи (наверняка выбросили), врезные полки, клиросы, престол и прочее. Об этом можно судить хотя бы по другим культовым постройкам, прошедшим через горнило очищения от всех предметов, хоть чем-то напоминающих о народном духе, народных представлениях о мироздании, о народном творчестве.

Что же уцелело к 1959 году? Главный объем церкви (помещение для молящихся, алтарь и трапезная) примерно на высоту до повалов и южный придел без алтаря и верха с бочечным покрытием. Северный придел и галерея с крыльцом отсутствовали. Их разобрали в советское время. После такой "наглядной" атеистической пропаганды 30-х годов в оставшемся "обрубке" разместили сельскую школу. (Известен случай, когда молодежь Закавказья обратилась к М.И.Калинину с просьбой разрешить им приспособление одного храма под клуб, связанные с этим разборки. "Всесоюзный староста" робко возразил, что лучше выстроить самим, новый. Капитальнейшие же перестройки храмов под новые нужды и разрушения их продолжались.).

После войны остатки Илемской церкви использовались как клубное помещение, но крайне редко. Позднее церковь еще раз "обновлялась". Остатки южного придела исчезли. На их месте появилась совершенно новая пристройка - тамбур.

Итак, кое-что уцелело на высоту 13 венцов. В разобранном теперь южном приделе было всего 10. Если учесть высоту фундамента-цоколя в 1м, то снизу недостает 4-х венцов. Не менее одного или скорее двух венцов церковь недосчитывала и до фундамента. Они сгнили, непосредственно соприкасаясь с землей. Общая высота первоначального объема церкви весьма гипотетична. Ошибки возможны в пределах нескольких метров.

Размеры же церкви в плане фиксируются довольно точно. Главное помещение церкви - четверик почти строго квадратное, 6,70 х 6, 50м (здесь и далее размеры в осях стен или бревен). Трапезная - длиной 4,25м и шириной 5,50м. Приделы - 3,85 х 3,85м. Главный алтарь 5,70 х 5,80м. Алтари приделов 3,00 х 2,80м. Ширина галереи задана размерами приделов и составляет 3,85м у их западных стен. Против трапезной она больше.

После обработки первичной исследовательской, фотофиксационной и обмерной документации были разработаны чертежи реконструкции и пояснительная записка. Памятник взят на учет и охрану. Что же дальше? Действенная охрана отсутствует. Денег на какие-либо ремонтно-строительные работы нет. Старожилы села и окрестных деревень поддерживают реставрацию храма и открытие его для верующих. Возможно ли это практически? Если не сейчас, то в последующие годы, когда стабилизируется обстановка в стране и появятся ассигнования, да, возможно. Для разработки научно обоснованного проекта данных, хотя и маловато, но, с некоторыми допусками и при очень внимательном использовании имеющегося материала, достаточно. Церковь же по своей архитектуре уникальна, ближайших аналогий не имеет. Да и расположена прекрасно. На крутом и высоком берегу, на упругой излучине знаменитой реки обозревается со всех сторон и с далеких расстояний. К тому же деревянных церквей так мало уцелело на Новгородчине, что оставшиеся крохи нужно бережно охранять и возрождать непременно.

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.