- огражден.
- украшение.
- послать на поселение, заточить; делать земным, унижать земными страстями;
- ссылка.
- позади, за, возле.
- опустошать, пожирать.
- лицо, образ.
- воин.
- бедный, сожаления достойный.
- вскладывать вину на кого-либо.
- обман, вред, убыток, ошибка.
- обман.
- мера сыпучих тел, кад или бочка.
- платье, одежда.
- оконная рама.
- придворная должность в Древней Руси. В XIV и XV столетиях так назывался человек, близкий к особе великого князя московского, потом и не один. В XVII веке окольничие составляли вторую степень царедворцев (бояре): из них бывали начальники приказов, воеводы, посланники. Петр Великий в 1712 г. пожаловал окольничего А.А.Матвеева в тайные советники. Окольничие являлись в "Верх" в дни чрезвычайных торжеств, допускались к руке царской и подносили дары.
- нога.
- покрывало, одежда.
- касаться.
- даже, пока, когда.
-(греч. olobеroz то же, что и oloporjуroz)
- пурпур.
- (греч. единоличный) - греческое прозвание бога магометан, в отличие от истинного Бога христианского, единого в трех лицах. Употреблялось в XI-XII вв.
- пиво.
- разве, когда, если.
- даже, а, пока.
- зарасти сорной травой.
- 1) обшивка, опушка, наподольник; 2) рыболовная сеть, невод.
- заклад, залог.
- Омовения составляли немалую часть служения в ветхом законе: ибо всякий должен был в течение каждого дня тщательно умываться столько раз, сколько молиться хотел, то есть входя в храм Господень и в сонмище. В христианской церкви омовением называется церковный обряд, совершаемый: 1) в 8-й день после крещения и миропомазания над младенцем; так было в древности; в настоящее время омовение совершается тотчас же после миропомазания частей тела крещаемого, именно после чтения св.евангелия и ектении. После прочтения молитв, где священник просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать нерушимою, сделать его непобедимым, - "пояс и пелены отрочате" разрешаются, а священник омочает их водой и кропит младенца, говоря: "оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа..." Затем губкою, намоченной теплой водой, совершает самое омовение частей тела, помазанных елеем и миром, произнося слова: "крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь." 2) Акт омовения совершается над телом усопшего мирянина (монахи и священники не омываются) из благочестивого желания, чтобы усопший предстал по воскресении своем пред Богом в чистоте.
- (греч. православное исповедание веры) - Под таким названием имеется книга печатная, называемая Катихизис. Эта книга сочинена Петром Могилою, митрополитом киевским, и по рассмотрению одобрена святейшими патриархами.
- (греч. раменоносник) - одно из семи облачений архиерейских, возлагаемое на рамена и спускаемое спереди и сзади, при тои имеющее четыре креста. В символическом смысле Омофор являет заблудшее овча, т.е. человечество, обретши которого Господь взял на рамена Свои и сочетал его со Своими овцами, т.е. ангелами. Крестами же показует архиерей свое произволение псоледовать страстям Христовым: как он носил на раме крест Свой и распялся, так и архиерецй взимает на рамена свои крест Христов, не отрицаяся злострадания: ибо крест есть символ злострадания.
- (wde), таким образом, так; вон там.
- презирать, отвергать.
- частию.
- некотороя;
- его.
- междометие, выражающее угрозу.
- столько.
- там.
- оттуда.
- вспять.
- чаша.
- сковорода.
- любопытство.
- крыть, прикрывать.
- гладить рукой, ласкать.
- (piqеnoz), обезьяна.
- вершина, оконечность.
- скала, камень.
- засвидетельствовать, показать.
- противник.
- посторонние, не принадлежащие к кому-либо или чему- либо.
- кончить, упразднить.
- в присутствии, пред кем-либо.
- необходимая принадлежность облачения диаконского. Он имеет вид длинного и очень узкого полотенца, или скорее - широкой и длинной ленты, которую диакон, во время службы носит на левом плече. Симеон Солунский пишет: Диакон, изображая ангельский чин, облачается в стихарь и сверх того носит на плечах своих так называемый орарь, который означает как бы невещественное, мысленное крыло ангельского чина. Когда же диакон, намереваясь причаститься, орарем опоясывается, этим он подражает серафимам, которые двумя крылами закрывают лица свои, двумя ноги, и двумя летают, восклицая: "Свят, Свят, Свят".
- сын александрийского мученика Леонида, пресвитер, наставник в христианских училищах Александрии, Кесарии Палестинской и Тира, толкователь священного писания, основатель Догматического Богословия, родился в 188 г. по Р. Хр. Скончался в Тире в 254 г. Из сочинений его важнейшая суть: "О началах" (род Догм. Богословия), Тетраплы, Екзаплы и Октаплы - свод текстов священного писания и толкования на священные книги. Так как сочинения эти достались потомству в отрывках и не вполне точных переводах, и так как Ориген, затрагивая важнейшие вопросы христианского ума, выражался аллегорически и неясно, то ему приписали разные ложные мнения, например, о неравенстве лиц Святой Троицы, о вечном преемстве миров, о предсуществовании душ, о спасении всех людей без исключения и о прекращении вечных мук, уготованных грешникам и дьяволу. Приверженцы этих мнений оригенисты - в IV - VI вв. волновали монахов Палестины и Египта и осуждены 5-м Вселенским собором, но оправдание Оригена принадлежит уже позднейшей христианской науке.
- (еврейское слово, образовавшееся из глагола (еoscеia - гошиа) сохранял, спасал, помогал). Слово осанна выражает или моление о помощи: помоги! спаси! сохрани! или уверенность в помощи: спасение! помощь! Судя по употреблению сего слова, можно полагать, что иногда оно в устах многочисленного народного собрания делалось междометием, и выражало радость о близкой и надежной помощи. Так, этим восклицанием народ еврейский приветствовал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних! В сказании об этом событии евангелист Лука вместо слова осанна употребляет - слава, слава в вышних. Посему можно полагать, что оба эти слова, как восклицания, употреблялись в устах народа или безразлично, или, по крайней мере, без большого различия. Восклицание осанна принято в Богослужении нашей церкви без перевода, вероятно потому, что ни в греческом, ни в славянском языках нет восклицания, равносильному этому восклицанию еврейскому. Впрочем, слову осанна в нашем Богослужении может быть придано то же значение, которое оно имеет и в еврейском языке, т.е. или молитвенное: спаси! или радостное и восклицательное: спасение! слава!
- утес.
-свободность, облегчение, льгота.
- церковная свеча, не поставляемая в подсвечник, но выносимая в руках во время выходов большого и малого чтения евангелия на литургии, и во время каждений дьяконом на всенощном бдении. Ослопной называлась она потому, что имеет подобие палки. В древней Русской Вивлиофике, при описании церковных празднеств и крестных ходов (при описании последних часто), встречается выражение: ослопные свечи. И теперь еще в крестных ходах, отправляемых из московского большого Успенского собора, носятся дьяконами две свечи в руках без подсвечников, и притом витые и из желтого воска; по всему вероятию, это-то и есть упоминаемые в описании древних кресных ходов "ослопные свечи".
- поземельная мера в древней Руси. Осмак, составлявший больше всего встречающееся в жизни подразделение выти, в свою очередь делился дальше по системе двух и трех. Восьмая часть его впоследствии встречается под названием лех.
- Для христиан православной восточной церкви восьмой день имеет особенное значение, как знаменующий, по выражению Симеона Солунского, обновление, ибо когда окончится седьмой день, далее которого не простирается счет дней недели в этой жизни, совершающей свой круг по седмицам, - с восьмого снова начинается счет, что служит знамением воскресения и предизображением жизни вечной. В осьмой день и Господь обрезан был, получил имя Иисус и в тот же день воскрес. Поэтому, по установлению святых отцов и учителей церкви, положено в осьмой день: 1) приносить новорожденного младенца в храм для назнаменования его изображением креста на челе, устах и персях и для наречения ему христианского имени; 2) в осьмой день по крещении и миропомазании для омовения частей его тела, помазанных св. миром; 3) в осьмой день новобрачные должны приходить к священнику с просьбою молитвенного благословения на сложение с них венцов; 4) сподобившиеся причастия св. тайн в первый день пасхи должны семь дней провести в духовном веселии и только после восьмого дня могут заняться житейскими попечениями; 5) возвратившиеся к вере после отречения от нее должны принимать очистительные молитвы в продолжение семи дней, а в восьмой могут омыться; 6) новопосвященный священник обязуется совершать священнослужение семь дней сряду, а с восьмого начинается его обыденная жизнь; 7) в новосвященных храмах совершаются литургии в течение семи дней, а с восьмого обычно и 8) монахи, поссле всенародного произнесения обета своего Богу, должны пробыть в церкви при дневных и нощных службах семь дней сряду, а в осьмый день для них начинается обычная в монастыре жизнь.
- уединенно.
- крепость, замок.
- осада, обстояние.
- ошибка.
- отчий, отеческий.
- прожить, протерпеть.
- исключение.
- что (союз).
- остаток.
- отлично.
- место, залитое кругом водой, остров.
- лишаю наследства, отлучаю.
- отказ, отречение, ссылка.
- очистительное средство.
- очищение.
- (apolуw), освобождаю от какой-либо повинности; отказывать, удалять; отрешатися - разлучаться, расходиться.
- остеречь.
- гордый; охольство - гордость, надменность.
- хвост.
(о-шуюю, т.е. руку, или сторону; по Остр. также о левую) - по левую руку, или сторону.
- дьякон.
- испугаться.
- создатель.
- вера; вещь, на которую надеемся; надежда.
- отсечение. Усекновение главы Иоанна Предтечи вспоминается 29 августа. В этот день бывает строгий пост в подражание посту Предтечи и служится панихида о всех, которые, подобно Иоанну, подвизались за веру и отечество.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.