Композитор и капельмейстер, родился в 1700 г. в Неаполе. Первой оперой Арайи была "Berenice", поставленная в 1730 г. при тосканском дворе. В следующем году в Риме была поставлена вторая опера Арайи "Amore per regnante". Русское посольство обратило внимание на Арайю, и в 1735 г. он был приглашен в Петербург в качестве директора и капельмейстера итальянской оперы. К 1736 г. относится событие огромной важности для истории русской оперы: состоялось первое представление на русском языке оперы Арайи "La forza dell'amore e dell'odio" в переводе В.Тредьяковского под заглавием "Сила любви и ненависти". Далее следовали оперы: "Semiramide ol fento Nino" (1738), "Александр в Индии" (1743), "Селевк"(перевод Сумарокова, 1744), "Сципион" (1745), "Митридат" (перевод Олсуфьева, 1747) "Беллерофонт" (1750), "Евдокия венчанная или Феодосий II"(1751), "Антигон", "Арзак" (1757), "Оставленная Дидона" (1758), "Ифигения в Тавриде" (Москва, 1758) и др.
В 1751 г. - новое событие в истории русской оперы: Арайя написал музыку на русский оригинальный текст Ф.Г.Волкова "Титово милосердие". В 1755 г. была исполнена вторая опера Арайи на оригинальный русский текст, по желанию императрицы Елизаветы, впервые русскими артистами. Это была трехактная опера "Цефал и Прокрис" на либретто Сумарокова. Опера имела блистательный успех, и Арайя в благодарность получил от императрицы Елизаветы Петровны дорогую соболью шубу в 500 рублей. В 1759 г. Арайя оставил службу в Петербурге и уехал в Италию, поселившись в Болонье, где и умер в 1767 г. Кроме опер, Арайя написал еще рождественскую ораторию "La nativita de Gesu".
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.