В архиве университета хранится подробное описание свадебного обряда Демянского района в прежние и нынешние времена. Интересно провести сравнение. Жительница деревни Кривая Часовня Николаева Наталья Ефимовна, 1891 года рождения, рассказывала об этом так.
Свадьбы игрались в период с Рождества Христова до начала Масляной недели.
1. Приходит сваха от жениха к девушке. Предлагает ей выйти замуж за юношу, от которого она пришла. Если девушка и ее родители соглашаются, то дают свахе дары (задаток), которые она должна отнести жениху в знак согласия девушки стать его невестой. Задаток состоит из салфетки, полотенца, платка. Если в течение недели девушка не забрала свои дары назад, то родители жениха начинают устраивать сватовство.
2. Сватовство и смотрины.
Жених с отцом или дядей (можно с крестным) отцом едут в дом невесты своего сына или родственника, в зависимости от того, кто сватает. Если девушка дала согласие стать женой, то тогда родственники приступают к осмотру хозяйства невесты. По окончании осмотра сваты приглашают невесту посмотреть хозяйство жениха.
3.Невеста едет через 2-3 дня в дом жениха. Там готовятся к ее приезду. Если невеста богатая, а жених беден, тогда родители приходят к хитрости: приводят к себе в хлев соседскую корову, лошадь, свинью, овец на время пребывания невесты. Берут на время чужую одежду. Все это делается для того, чтобы произвести на невесту более высокое впечатление, чтобы попросить у ее родителей более богатое приданое. Уезжая, невеста приглашает жениха и его родственников (без матери) на богомолье.
4. Богомолье.
К невесте приезжает жених со своими родственниками. На богомолье жених дарит невесте деньги на подарки во время свадьбы. Богомолье проводится обычно в середине недели.
5. В 1-е воскресенье жених везет невесту в церковь и заказывает публикацию (обнародование - оповещение): три воскресенья подряд после обедни читают публикацию о предстоящей свадьбе такого-то с такой-то. Богатые могли дать священнику большее количество денег, и публикация проходила быстрее за 1 воскресенье, так как жениху и невесте все эти три недели нужно было ждать.
6. Если жених и невеста в этом году не говели (не причащались и не исповедывались у священника), нужно было выполнить этот церковный обряд.
7. После публикации или на ее последней неделе жених с невестой едут в город покупать подарки для свадьбы.
8. Невеста со своими подружками вечерами готовит приданое: шьет занавеси к окнам, полкам, печи, готовит будущему мужу 3-4 пары нижнего белья. Самым красивым узором должен быть узор на салфетке, предназначенной для покрытия квашни.
9. Приданое готово. Девушка проводит последние вечера своей девичьей жизни вместе с подружками. Невеста устраивает хороводы, пляски. Если жених живет близко, то он приходит к невесте и вместе с нею проводит последние вечера. Если жених живет далеко, то приезжает к невесте два-три раза на лошади.
Девушки хором поют:
Стоит чарочка лита, лита, лита,
Спелым медом налита, лита, лита.
Наливал ее Иванушка,
Подносил ее он Марьюшке.
А как Марья испила, испила.
Стала бодра, весела, весела,
И Ивана обняла, обняла.
Невеста присаживается на пол, а девушки продолжают:
Как упала-то на льду, льду, льду,
Поднимите молоду, молоду,
На тройке вороной, вороной,
На карете золотой, золотой.
Юноша подходит к невесте, поднимает ее и целует.
10 Канун свадьбы.
Девичник (местное название - вечерины). Невеста собирает всех девушек своей деревни или села. Родители благословляют дочку. Поют прощальные песни. Такая же вечеринка собирается и у жениха. Завтра для них обоих наступит новая жизнь.
Хор девушек во время девишника (девичника) пел такую песню:
При последней поры времечке,
При Натальином девишничке,
Прилетал и тут ясен сокол.
Он садился на окошечко.
На серебряный наличничек,
Чтобы его никто не видал.
Не увидал не родный батюшка,
Усмотрела родна матушка.
Закричала громким голосом:
- Ты сердешно, мило дитятко,
Не совсем ли ты собралася?
- Не совсем еще собралася
Я забыла красу девичью,
Красу девичью, волю вольную,
Волю вольную, негу нежную.
- Не горюнься мило дитятко,
Приголубь ясного сокола,
Ясного сокола залетного
Ну ты Ивана да Петровича.
Девушки становятся парами и, притопывая ногами, хлопая в ладоши, выводят:
Ходила по поженьке
Наколола белы ноженьки.
Выходила на дороженьку,
А на дорожке березка стоит,
А на березке два голубя сидит.
Один голубь ничего не говорит,
А другой-то выговаривает:
Завтра праздничек Иванов день,
Наш Иванушка гулять пойдет,
Свою Марьюшку с собой возьмет,
При народе поцелует, обоймет.
11. Венчание
Невеста с родственниками, с крестным отцом и матерью с шаферицами (подружками) едет в церковь. Жених со своими друзьями и старшим дружком едут туда же. Перед венцом жениха и невесту (еще в родительских домах) сажают на шубу, вывороченную наизнанку, чтобы мягко спалось, и всегда для невесты готовят сани (летом карету, но в основном свадьбы происходят зимой). Когда наступает время ехать к венцу, невеста выходит из-за стола с шаферицами-подружками взявшись за руки, чтобы никто не мог между ними пройти. По народному обычаю, считалось недопустимым, чтобы кто-нибудь прошел между невестой и ее подругами или невестой и женихом. Потому и сцеплялись пальцы рук. Если же кто-нибудь умудрялся пройти, то считалось, что свадьба испорчена, помешал колдун. При выходе из-за стола невеста дергает кисти скатерти. Невесте полагалось дергать кисти скатерти, чтобы ее подружки долго не "засиживались в девках", а скорее выходили замуж, то есть выдергивать их из родительских домов.
В доме жениха старший дружка с полотенцем на шее и с кнутом в руке стоит около матицы (главная несущая балка в доме). Когда жених поднимается из-за стола и направляется к двери, старший дружка ударяет кнутом по матице и говорит: "Чтобы нам не было ни встрешника, ни поперешника. Если попадется красна девица, то петь и плясать заставим, а если добрый молодец, то играть заставим. А если старая старуха - то раком поставим". Свадебная процессия направляется к церкви. Там жених и невеста встречаются. Происходит обряд венчания.
12.Как только невеста уезжает к венцу, ее отец с оставшимися подружками везет в дом жениха сундук. Подружки до приезда молодых наряжают женихову избу: вешают занавесы, полотенца, накрывают домотканными (сотканными дома руками невесты) покрывалами кровати, столы, сундуки.
13. Ребятишки и взрослые ждут молодых от венца. При въезде в деревню натягивают ленту. Чтобы въехать в деревню, жених и невеста взрослым кидают деньги, а ребятишкам орехи.
14. Въезжают во двор женихова дома. Жених с невестой теперь муж и жена, поднимаются на крыльцо.
15. Дорогу усыпают хмелем ( чтобы весело жилось), рожью ( чтобы жилось богато и сытно). Здесь невеста называет мать мужа - маменькой, отца - тятенькой. Родители благословляют хлебом и солью молодых. Молодые, взявшись за руки (опять же, чтобы не было колдовства), идут в отдельную комнату. Здесь же присутствует и старший дружка. Там их кормят из одной ложки, чтобы горячо любили друг друга. Закрывают невесте лицо шелковым платком и выводят молодых за свадебный стол. Гости кричат: "Молода хороша, молода хороша!" Молодая кланяется. Гости завертывают в край платка пирог. Старший дружка сдергивает с невесты платок, закрывавший ее лицо. Пирог падает. Если пирог упадет верхней стороной, то родится первым мальчик, если нижней - девочка. Гости опять кричат: "Молода хороша, молода пригожа, ни на кого их гостей она не похожа!" Жених и невеста поднимают свадебный тост. Пьют пиво, вино.
16. В это время, в самый разгар свадьбы, в дом жениха входит хор. Женщины в красивых юбках и белых, с вышитыми узорами, кофтах. У всех подвязаны беленькие платочки с красными розочками. В руках по беленькому носовому платочку. У запевал шелковые кушаки. Гости встают и кланяются хору. Начинаются свадебные песнопения, посвященные жениху и невесте, их родственникам и вообще всем приглашенным. За песни гости платят хору деньги, молодые угощают вином.
Как по ельничку, по березничку,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай лю-ли, люли по осинничку,
Та по горькому по осинничку
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Тут ходил гулял добрый молодец,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Добрый молодец, что Иван-то князь,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку.
У Иванушки тулуп до земи,
Ай-люли, люли, поберезничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Тулуп до зени, кушак шелковый,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Кушак шелковый, кудри русые,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку.
На кудерушках шляпа черная,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Шляпа черная с алыми лентами,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по оинничку,
С алыми лентами, с позументами
Ай-люли, люди по березничку,
Ай люли, люли по осинничку.
А кто завил да кудри русые?
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку.
Завила кудри красна девушка,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Красна девушка, что Натальюшка,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Завила кудри, сама прочь пошла
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли по осинничку.
Сама прочь пошла, поклонилася,
Ай-люли по березничку,
Ай-люли по осинничку,
Поклонилася, похвалилася,
Ай-люли.люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку:
Я иду замуж за хорошего,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
За хорошего, да пригожего,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Да пригожего, да за умного,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку.
Да за умного, да разумного,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли по осинничку,
Да разумного, да за милого,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Да за милого, за смиренного,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку,
Да Ивана, да Петровича,
Ай-люли, люли по березничку,
Ай-люли, люли по осинничку.
Вечером после свадьбы проводят княжий стол. Здесь присутствуют только родственники. Невеста начинает дарить подарки, купленные в городе: кисеты, платки, расшитые петухами полотенца.
17. На следующий день часов в 10 утра в избу приносят сено и солому. Невеста начинает подметать пол, а гости на мусор начинает кидать деньги, чтобы богато жилось и сразу же проверяется умение невесты убирать избу. Затем гости и молодые выходят на улицу. У молодой на плечах коромысел с ведрами. Как только невеста подносит воду к дому, гости выливают эту воду. Так делают три раза. Гости смотрят, умеет ли невеста носить воду.
18. Гости собираются в дорогу. Вечером уезжают на яичню (яишню) с визитом к родителям невесты. Там родители невесты тоже устраивают стол.
19. Прощание. Гости уезжают по домам. Поздно ночью молодые возвращаются в дом мужа.
20. Утром невеста становится на колени перед отцом и матерью и просит наряжать ее на работу.
В деревне Анишино Демянского района. в 1964 году Васильевым А.Г была записана современная свадьба, в которой активно использовались традиционные элементы свадебного обряда. При этом заметно, как обряд осовременился. Несмотря на то, что свадебные песни поются те же, что и раньше, свадьба проходит очень весело. Характерно то, что в современном свадебном обряде, утратился напряженный драматизм и связанные с ним традиционные причеты невесты. Знаком иного времени стало отсутствие религиозных элементов в свадьбе 60-х, которые с середины 90-х годов вновь возвращаются в обряд.
1. Жених говорит своей невесте (конечно, будущей) о том, чтобы она стала его женой. Если девушка соглашается, то покупает юноше подарок, и одна из ее подружек относит этот подарок юноше в знак согласия девушки стать его женой.
2. После получения подарка юноша начинает готовиться к сватовству. Обязательно лучше проявляет себя в работе, становится примером для других. Подыскивает себе свата. Сватом выбирают ловкого и умного мужчину. Обычно в каждой деревне есть свой сват, без которого не обходится ни одно сватовство.
3. Накануне сватовства жених покупает водку, вино и лимонад. Первое для свата и отца (можно брать свататься крестного отца, отца невесты и ее старших братьев), второе для жениха, невесты, ее матери, сестер; и лимонад для маленьких братьев и сестер, если они есть.
4. Вечером запрягают лошадь, и жених, сват, отец едут в невестину деревню. Приезжают во двор к невесте. Сват кричит:
Эй, люди, дайте нагреться доброму молодцу, доброму молодцу, заезжему.
По пути нас дождь нагнал, измочил он всех до нитки, наши нервы измотал.
На крыльцо выходит отец невесты или брат:
Милости просим дороги гости.
Обсушить есть чем.
Печь своя, чай, не купленная.
Гости входят в дом, раздеваются. Сват выставляет на стол водку и говорит:
Что-то ты, молодушка, пригорюнилась, приготовь-ка пить есть поскорей, уж мы сильно в дороге проголодалися.
Невеста накрывает на стол. Все усаживаются. Сват наливает водку и вино в рюмки. Начинается сватовство. Здесь проявляются все таланты свата. Если невеста соглашается, то встает из-за стола и уходит в свою комнату. Вслед за ней уходит и мать. Жених кланяется всем и тоже уходит за невестой. Мать возвращается с хлебом и солью. Из комнаты выходят жених и невеста и просят родительского согласия на брак. Мать невесты и отец жениха берут круглый хлеб, в центре вырезают кусочек, сыплют туда соль и по старинному обычаю благословляют их (но иконы нет). После чего жених и невеста съедают вырезанный кусочек хлеба.
5. Невеста одевается, садится с женихом на сани (летом на каретку) и вместе со сватами уезжает в дом жениха. Из дома невесты уезжают часа в три ночи.
6. На следующее утро невеста мерит окна, полки, печь, чтобы шить к ним занавесы и уходит домой. Неделю она шьет. Каждый вечер к ней ходят жених и девушки подружки. Поют веселые свадебные песни. Элемент грусти почти отсутствует. В течение недели жених договаривается с невестой о дне свадьбы. Этим днем обычно является воскресенье.
7. Рано утром в день свадьбы жених едет за невестой на машине со своими друзьями. А мать его готовит свадебный обед, если свадьба празднуется дома. Если свадьба празднуется в колхозной столовой, то мать свадебный стол. На машину грузят приданое невесты. Жених с невестой садятся в центре кузова машины, их окружают подружки невесты, гости на свадьбу с ее стороны и друзья жениха. Всю дорогу до дома жениха поют песни, поздравляют жениха и невесту. Около дома жениха выгружают приданое невесты. Если сельский клуб, где происходит регистрация браков, в другой деревне, то жених с невестой едут туда со своими друзьями.
8. К сельскому клубу из елочек сделана отметка. В самом начале ее молодых встречают сват и сваха и всю дорогу до клуба посыпают зерном сваха, хмелем сват. Сват и сваха одеты в национальные русские костюмы.
9. После регистрации брака свадьба.
Хор поет свадебные песни.
Материалы по Демянской свадьбе сохраняются в фольклорном архиве кафедры русской литературы ХХ века Новгородского университета.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.