- описатель, сказатель евангелия; их имена: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
- греч. (eуcaristia)
- благодарение. Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно самая жертва сия, т.е так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св.дары) и пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) самыя Тело и Кровь Христовы. Св.Евхаристия есть 1) благодарственная жертва за святых, т.е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знаменем креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, - что восприял их нас в церковь первородных, и успокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам на предстательство и помощь перед своим престолом.
В таком смысле совершается приношение жертвы о святых по чину литургии св.Иоанна Златоуста словами: "еще приносим Ти словесную свою службу о иже в вере почивших праотцехъ, отцехъ, патриарсехъ" и пр., а по чину литургии св.Василия Великого, как и по чину литургии св.апостола Иакова, церковь по освящении даров вспоминает святых: а) "да обрящемъ милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи" и пр., б) для получения ходатайства святых на небе, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы Богом о живых и умерших, или как говорит св.Кирилл иерусалимский, "чтобы по их молитвамъ Богъ принял наше моление" и посетил нас Своими щедротами; 2) Умилостивительная жертва о усопшихъ; она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную; 3) Очистительная жертва о живыхъ т.е. всех живых христианах.
- сильная тьма. Моисей простер руку свою к небу и была густая тьма по всей земле Египетской три дня (Исход 10, 22; Премудр. Соломон. 17, 2, 13, 2)
- большой необыкновенный труд; это название содержит намек на пирамиды и другие гигантские сооружения, которые евреи принуждены были исполнять находясь в Египте.
- греч. - берег морской, песчаный.
- евр. веселие, миловидность, приятность, сладость - страна в Азии, где был рай. Основательно не знают где находился Едемъ. Многие комментаторы, на основании книги пророков Исайи (37, 12) и Иезекииля (27, 23) помещают Едем в Мессопотамии, Сирии или Армении (Филарет). Есть также мнение, что под Едемом должно разуметь все пространство, заключенное между Нилом и Евфратом и предопределенное для священных событий ветхого и нового завета. Последнее предположение основывается на мнениях некоторых св.отцов церкви (св.Епифаний, Амвросий и Августин считают Нил одной из четырех рек, протекавших в Едеме). Что касается собственно рая, то из сличения мнений большинства комментаторов следует, что он находился между Кавказом и Персидским заливом, потому что в этой стране текут названные у Моисея реки Тигръ и Евфратъ; думают, что Фисон есть Фазисъ, а Гихон - Араксъ.
- (Надп.псал. 23). У евреев все дни недели (седмицы) назывались субботою, в честь праздника субботы и различались числом, то есть едина (первая) от суббот - первый день по суботте, вторая и так далее до седьмой. (Матф. 28, 1. Лук. 24, 1) Отсюда видно, что то тот псалом (23) певали в первый день праздника субботнего, по нынешнему, в воскресенье.
- согласно, одинаково.
- вместе, в одно место.
- в один раз: иногда значит - одним образом.
- cоставляющий одно с кем-либо другим.
- греч. (monomacoz)
- который один на один бьется, гладиатор.
- отправляющий, несущий с другим равную службу, труд; подлежащий равному с кем-то игу, рабству.
- соревнователь.
- огнестрельное оружие, похожее на пушку.
- Св.престолы в христианских храмах издревле в основании своем имели троякое устройство: по первому способу устройства верхняя доска престола утверждается на четырех столпах; по второму способу верхняя доска престола вся бывает на одном столпе или единостолпии (греч. kalamoz - трость); по третьему способу та же верхняя доска полагается на ковчег, т.е. на четырех соединенных - деревянных, каменных, серебряных и прочих стенах, или вместо такового ковчега иногда весь престол устраивался на самых гробницах мучеников и др.святых. И также единостолпием называется подножие или основание, на котором утверждается доска престола, состоящее из одного столпа вместо четырех, как это делается в настоящее время.
Знаменование единостолпия св.Симеон Солунский объясняет так: очень часто трапеза имеет один столп, называемый каламос, т.е. трость, в ознаменование единого высшего всех Иисуса, Который и тростию по голове был бит и тростяной скипетр принял в Свои руки, сокрушая им главы змиев и пиша нам спасение.
- одного с кем-либо существа, например, в Символе веры во втором члене читаем: Единосущна Отцу, т.е. Сына Божия, имеющего с одно одно существо. Принято и утверждено на первом вселенском соборе в Никее.
- (monaazw), веду уединенную жизнь, монашествую.
- греч. проповедник - книга в священном писании ветхого завета, которую написал премудрый царь Соломон.
- греч. - церковь.
- (греч. exapostellw высылаю, посылаю. Ексапостиларий буквально означает посылаемый) - так называется тропарь, читаемый и поющийся в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени, после канона. В другие дни вместо ексапостилариев в то же время на утрени читаются тропари, называемые светильнами.
- (to elaion), молодая маслина, деревянное масло, елей. Елей состоял из следующих пяти веществ: 1) смирны самоточной, т.е. душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы, т.е. коры веток коричневого дерева; 3) благовонного тростника; 4) кассии, т.е. благовонной тонкой коры с лаврового дерева; 5) оливкового масла.
Эта смесь разогревалась на огне и употреблялась для помазания и освящения скинии первоосвященника и священников. Составленный таким образом елей запрещено было употреблять для домашней нужды под страхом смертной казни. Оливковое масло имеет обширное употребление в христианской церкви. Во-первых, самой церковью елей возжигается перед святыми иконами. Во- вторых, елей употребляется при обряде - Благословение хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное при болезнях. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных - в таинстве елеосвящения, освящаемый в самом действии помазания, произнесением слов: Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св.крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.
- греч. - помилуй.
- сколько раз, всякий раз, как.
- (osoz), сколький; употребляется чаще во мн.ч. - елицы,
- (dsoi), все, кои;
- (pеlikoz), каковый;
- (oposoz),сколь многий. Вся елика суть естества хотениемъ исполни греха кроме - все, что свойственно естеству добровольно испытал, кроме греха.
- сколько; елико скоро,
- (dson tacista), как можно скорее; елико - елико,
- (dson - dson), недолго, очень недолго.
- количество.
- (греч.epei, epeidе), так как, когда уже.
- имя Бога в Его отношении к миру, Бога Творца и Спасителя, в отличие от имени Иегова, которое выражает понятие о Боге в Его существе. Елогимъ соответствует греч. слову logoz - слово.
- Боже мой.
- греч. - мыс, полоса земли, вдавшаяся в море, также устье реки.
- евр. - долина;
- (oi emboloi), портик, галерея.
- беру, собираю, снимаю;
- (sуllambanw), хватаю; ловлю; веру емлю - верю; емлюсь - берусь, хватаюсь; емлюся пути - отправляюсь в путь.
- евр. - название Иисусу Христу, приданное у Исайи гл.7, 8; по Матф. 1, 23. Оно значит: съ нами Богъ.
- греч. - мечтание, страшилище, по-старинному кикимора, ведьма.
- то же, что панагия. Слово енколпий происходит от греч. kolpoz
- недро, cердце и есть нанедренник или ковчежец с вложенными в нем мощами святых, который носится архиереем на недре или персях. Посему тот же енколпий называется панагия, т.е. такой ковчежец, который содержит в себе многих святых, или панагия всесвятая, когда на этом нанедреннике изображается образ Пресвятой Богородицы. Как панагии, или енколпию, так и кресту, носимому архиереем на персях, Симеон Солунский дает одинаковое значение: крест и енколпий, висящие у архиерея на груди означают печать и исповедание веры, а что они висят на груди, этим обозначается исповедание от всего сердца.
- евр. - ожерелье, украшение на шее носимое.
- широкий длинный плащ без рукавов.
- греческий философ, учивший искать в жизни чистых, душевных удовольствий; его последователи, епикурейцы, извратили его учение и целью жизни ставили угождение плоти.
- греч. epistolе
- письмо. Епистолиа составительная - одобрительное о ком-то писание, данное и засвидетельствованное начальником. Такая епистолия сходствует со ставленой грамотою, даваемою священнослужителю от архиерея. Епистолиа отпустная - письменный отпуск клирика из одной епархии в другую для определения к церкви с дозволения архиерейского.
- надгробная надпись, начертанная на гробницах людей знаменитых для сведения о них потомкам. Иногда в церковных книгах значит воздух, коим покрывают в литургии св.Дары.
- духовное наказание с целью преодолеть греховные привычки.
- одно из облачений священнических под фелонем, т.е., под ризами на шею надеваемое, простирающееся до низу. Епитрахиль означает совершительную и свыше сходящую благодать Св.Духа и что подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и иерей, удостоившись совершать таинства страданий Его. Без епитрахили иерею нельзя совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или молитву, или крещение или иное какое-нибудь священное моление, а епитрахили не найдется, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно и, благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу. После этого вещь эта, получившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенною, но должна идти уже для употребления священного.
- святая святых.
- шея, но в особенности ерданью называлось в одеждах то место оплечья, которое обхватывало самую шею.
- река Иорданъ.
- ибо, потому что.
- греч. - лоскут от одежды.
- греч. - мука, мучение.
- греч. espera
- вечер, вечерняя звезда.
- dei
- подобает, надлежит, значит.
- немецкая монета, часто употреблявшаяся в древности. Она равнялась талеру.
- египет.- крокодил.
- греч. - змея ядовитейшая. Рождения ехиднова - т.е. злые потомки злых родителей.
- скоро, тотчас, вдруг; кстати; благоприятно.
- 1) впадина, углубление, изгиб; 2) парус.
- яд; пища, пропитание.
- рана, язва.
- иногда, восхожу.
- 1) вал; 2) закол рыболовный.
то же, что и
- я.
- что, тем что, вследствие того что; как, каким образом, как бы, как будто; как если бы; не иначе или подобно тому как, если бы; совершенно как, как например, словно как, как будто бы, почти; подобно тому как, так что, так чтобы.
- какой, каковой.
- суровый, строгий.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.