Результаты новгородских подводных археологических исследований сделали возможным создание новой музейной экспозиции, которая будет посвящена новгородскому мосту Х века, остатки которого нашли археологи на дне Волхова в 2018 году.
Коллекция артефактов насчитывает свыше четырёх тысяч предметов, которые свидетельствуют о том, насколько разнообразной была жизнь на средневековом Великом мосту Новгорода. Наиболее выдающиеся экспонаты проиллюстрируют роль этого сложного инженерного сооружения в экономической и политической жизни города.
Новый музей разместится в непосредственной близости от места, на котором возводились мосты через Волхов на протяжении нескольких столетий. Двухэтажный «Караульный дом команды путей сообщения», историческое здание XIX века, уже отреставрирован, проложены необходимые коммуникации. Сейчас ведутся интерьерные работы и создание экспозиционного оборудования. Открытие музея запланировано на лето 2019 года, сообщает пресс-служба музея.
Артефакты и связанные с ними художественно-иллюстративные объекты будут располагаться в трёх залах. Первый посвящён истории Великого моста от первых свидетельств до конца XV века. Второй зал отражает период Московского царства, опричного разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, оккупации Новгорода шведами в 1611-1617 годах и Петровскую эпоху на рубеже XVII-XVIII веков. Завершает экспозицию рассказ о судьбе моста в XIX — XX веках.
— В оформлении экспозиции будут использованы игровые, художественные и мультимедийные элементы. Имитация мостовых конструкций, лавок и настилов в разные периоды позволит посетителям ощутить себя участником средневековой торговли на мосту, ведущего из Детинца на Великий ряд городского Торга. Представить мост в 1782 году поможет детальный макет, выполненный ещё в 1980-х годах сотрудником Московского архитектурного института Ларисой Ивановой-Вэен и подаренный ею Новгородскому музею, — сказал ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский, который выступает соавтором музейного проекта.
На нижнем этаже здания расположится лаборатория, куда будут поступать для первичной обработки и консервации археологические находки со дна реки.
Великий новгородский мост Х века, остатки которого обнаружили археологи на дне Волхова в 2018 году, был сложным инженерным сооружением, поставленным на ряжи — это заполненные камнями и песком деревянные конструкции. К такому выводу пришли учёные Института археологии РАН. Они выяснили, что расстояние между пролётами было не менее 17 метров, что свидетельствует о высоком мастерстве древних строителей.
— Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролётами — не менее 17 метров. Длинный пролёт из дерева — это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства, — сообщил руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции Центра подводного археологического наследия ИА РАН, научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Айвар Степанов.
И летописи, и Лицевой летописный свод содержат упоминания о новгородском мосте, который соединял Софийскую и Торговую стороны. Самое раннее упоминание о мосте встречается в достаточно спорном историческом источнике — Иоакимовской летописи, которая сохранилась лишь в пересказе историка XVIII века Василия Никитича Татищева.
Существование древнего моста, соединявшего берега Волхова в Х веке, было подтверждено результатами подводных археологических работ. Специалисты изучают дно Волхова с 2005 года. В 2017 году были проведены исследования акватории Волхова многолучевым эхолотом — прибором, который позволяет получить трёхмерную картину. Он показал, что параллельно трассе моста XII-XIII веков идёт ряд бугров на дне.
В марте 2018 года археологи исследовали один из участков, находящихся по линии цепи за её пределами. Они вскрыли полутораметровый культурный слой XIV-XVI веков, а под ним — разрушенную опору неизвестного моста через Волхов. По данным масс-спектрального анализа, сосны и ели, из которых была срублена опора, закончили свой рост в период от 932 до 946 года.
— Находка моста столь раннего периода — настоящая сенсация, она в корне меняет сложившиеся представления о ранней топографии и истории Новгорода, — сказал Сергей Трояновский.
Стало понятно, что в середине X века Славенский и Людин концы соединял деревянный мост на срубных опорах. Четыре опоры древнего моста до сих пор возвышаются над уровнем дна в глубокой части русла, а опоры со стороны Детинца покрылись полутораметровым грунтом и образовали мелководное плато.
Как выяснили археологи, мост был поставлен на ряжевых опорах. Ряж, или, по древнерусской терминологии, городня — это пятиугольный или шестиугольный деревянный сруб. Такие городни ставили в основание древнерусских валов или крепостей. Чтобы построить ряжевой мост, городню выводили на нужную точку на реке, и накидывали на неё ещё венцы — до тех пор, пока она не опускалась на дно, вставала на грунт и возвышалась над водой. После этого её засыпали камнями — забутовывали.
Ряжевые мосты характерны для Древней Руси, но это очень дорогая и сложная конструкция. Такие мосты известны по этнографическим данным и до сих пор существуют на небольших реках русского севера с каменистым дном. Остатки древней опоры представляет собой семь венцов пятиугольного сруба, заполненного камнем. Геометрически сруб представлял собой квадрат со сторонами длиной 6 с половиной метров, к одной из которых был пристроен «рогатый угол» длиной 10 метров.
Расстояние между центрами опор на дне Волхова составило 23 метра. Это говорит о том, что пролёты древнего моста были очень длинными — не менее 17 метров. Как полагают специалисты, такие пролёты должны были иметь комбинированную трапецеидальную, подкосно-ригельную конструкцию или поддерживаться промежуточными свайными или рамными опорами. Такие пролёты свидетельствуют об очень сложной конструкции моста и высоком уровне мостостроения.
— Поставить такие пролёты из дерева — это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII-XIV веков их было 23. Получается, что пролёты древнего моста были в два раза длиннее, — отметил Айвар Степанов.
Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, но и выполнять фортификационную функцию — контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей. Неслучайно местом для строительства выбран самый узкий и глубокий участок Волхова и Малого Волховца у истока из озера Ильмень.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.