Скоро вокруг собора Рождества Богородицы Антониева монастыря начнут возводить реставрационные леса. Новгородский музей-заповедник получил субсидию Министерства культуры РФ на проведение работ в памятнике XII века. Они будут выполнены по проекту 2014 года.
— Последняя реставрация храма проводилась в 1987 году по проекту Леонида Красноречьева и Григория Штендера. Тогда были раскрыты все формы XII века, приделы остались в формах XVII и XIX веков. Новых открытий эта реставрация не предполагает. Единственная особенность в том, что при прошлых работах были обнаружены и законсервированы полы собора XII века, которые сейчас скрыты под плитой. В рамках текущей реставрации мы планируем полы раскрыть и оставить для показа под стеклом в качестве зондажа, — рассказала начальник отдела реставрации и капитального ремонта Новгородского музея-заповедника Ирина Верман.
Реставрация продлится до декабря 2023 года. В первый год будут выполнены основные работы на фасаде и куполах: докомпоновка и вычинка кирпичной кладки, замена окон на дубовые с двойным остеклением, замена дверей, реставрация исторических решеток и других металлических элементов, замена кровли основного объёма. Также планируется укрепить древние фундаменты на булыжных основаниях, устроить водосточную и антиобледенительную системы.
Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По преданию, Антониева обитель была основана в 1106 году Антонием Римлянином, который приплыл в Новгород на камне. Вскоре после основания в обители построили каменный храм. В 1125 году собор был расписан. От этого ансамбля до наших дней дошли в хорошем состоянии фрески на западных гранях восточных столбов, которые были заслонены установленным в 1716 году высоким иконостасом. Сохранились также фрагменты росписи алтарной части, которые не были сбиты в ХІХ веке.
По словам заведующей Центром реставрации монументальной живописи Тамары Анисимовой, росписи собора находятся в удовлетворительном состоянии.
— Задача музейных реставраторов монументальной живописи — следить за сохранностью фресок во время проведения архитектурных работ. Правда, есть мало исследованный кусочек живописи XVII века площадью в десять квадратных метров в южной галерее. Мы будем ее укреплять и, возможно, после всей реставрации уделим ей более пристальное внимание, — отметила Тамара Анисимова.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.