НОВОСТИ

Новгородский музей-заповедник покажет японскую гравюру XVIII – XIX вв

11:04, 16 октября 2018 года
Добавить первый комментарий

19 октября в 16 часов в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) Новгородского музея-заповедника откроется выставка «Укиё-э. История японской гравюры XVIII - XIX вв.», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлено около семидесяти произведений графики и шесть японских традиционных костюмов из частной коллекции Кирилла Данелия (Москва). Выставка продлится по 10 декабря.

Укиё-э (дословно – «картины зыбкого мира») – обобщенное название жанра японской живописи и ксилографии, основной темой которого являются радости повседневной жизни. Название состоит из понятий «уки» (зыбкий, или бренный), «ё» (мир) и «э» (картина, или изображение). Изначально понятие «укиё» было выражением, которым в японском буддизме определялось непостоянство мирского бытия, этакий буддийский аналог библейского «суета и тлен».

В конце XVI и на протяжении XVII веков направление укиё-э оформилось в самостоятельный жанр в рамках японской традиционной живописи для свитков и ширм. Как правило, композиции изображали сцены из повседневной жизни и развлечения, такие как танцевальные праздники, любование природой и т.д. В начале XVIII века новый живописный жанр полюбился представителям т.н. «прочих сословий» (купцам и ремесленникам) трех главных городов Японии – Киото, Осаки и Эдо. В свою очередь, растущий массовый спрос на работы в жанре укиё-э послужил импульсом к адаптации под новый изобразительный жанр заимствованной из Китая техники печати текстов и изображений с деревянных блоков – ксилографии. На протяжении первых десятилетий изображения печатались с одного блока и были черно-белыми, затем их стали раскрашивать вручную, а к середине XVIII века появилась технология печати по ключевой отметке с блоков, отвечавших за разные цвета.

Печатные листы быстро вышли за рамки технической новинки, представлявшей интерес для узкого круга художников и ценителей, и вскоре стали производиться с целью их массового сбыта. В конечном итоге, популярность укиё-э стала столь высокой, что вопросами регулирования тем, размеров листов и т.д. стало заниматься государство – с 1799 года надзор за выпуском печатных листов стали осуществлять самурайские цензоры.

Стили и темы ксилографических листов часто менялись. К 1765 году, при деятельном участии художников, таких как мастер по созданию композиций с красавицами Судзуки Харунобу, появились полноцветные печатные листы, получившие название нисики-э – «парчовые картинки», ставшие впоследствии основным цветовым форматом для подвергавшихся цензуре печатных листов, продававшихся через лавки и уличных торговцев.

Задействованные в процессе производства художники, резчики и печатники совершенствовали технологию печати, что со временем позволило им добиваться таких эффектов, как отражение на водной глади или же тисненая текстура.

Новости Новгород.ру теперь можно читать в «Telegram». Там мы пишем только о самом важном, интересном и красочном.
Вернуться к ленте новостей Прислать новость
Эта новость была автоматически импортирована со стороннего сайта. Автор новости: Департамент культуры и туризма Новгородской области.
Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.