НОВОСТИ

Дорожные схемы: выжали бюджет до капли, выжмем и подрядчиков

13:23, 17 августа 2021 года
Комментариев: 5

Ни для кого уже давно не секрет, что в дорожной отрасли в Новгородской области самый главный интерес для подрядчиков и заказчиков — не собственно ремонт дорог для улучшения качества жизни населения, а распределение средств по нужным карманам.

Про то, как в регионе искусственно отсеивают подрядчиков, мы уже писали неоднократно, про то, к чему это приводит — тоже. Это приносит не только ущерб бюджету, но и снижает количество отремонтированных дорог. Но это, конечно, не единственная схема по набиванию карманов за счёт налогоплательщиков.

По мнению специалистов, доход от дорожных подрядов составляет не менее 30% от цены контракта, поэтому эта отрасль стала весьма коррупциогенной. Но, как оказалось, некоторым и этого мало. Профессионалы своего дела нашли способ раздевать своих партнёров и подрядчиков догола. Внешне способ вполне законный, но на самом деле изначально преступный, а полиция и следственный комитет в нашем регионе методикой раскрытия таких преступлений почему-то не владеет.

Итак, как можно изначально заработать на бюджетных контрактах, а потом выжать до капли всё из своих подрядчиков? Довольно просто. Всё начинается с госконтракта, потому что это самые доступные и выгодные в нашем регионе работы.

К сожалению, местная экономика такова, что главным источником средств является государство и региональные властные структуры. Вообще-то это не очень хорошо, потому что по сути за всё платим мы с вами, налогоплательщики.

Коэффициент ущерба от преступных схем, которые успешно реализуются в Новгородской области, можно смело умножать на четыре: мы тратим деньги из бюджета впустую, не получаем нужных услуг, подрядчики банкротятся и перестают приносить свои налоги и давать рабочие места для местного населения.

Чем меньше предприятий, тем меньше доход получает бюджет, а в Новгородской области складывается такая ситуация, что организации банкротятся одна за другой. Рассмотрим один конкретный случай.

В Новгородском арбитражном суде проходит дело о банкротстве компании «Трэксервис», вы её помните по реконструкции ул. Псковская в Великом Новгороде. Есть подозрения, что это банкротство — просто схема по выкачиванию средств в пользу определённых лиц, которые формально к компании отношения не имеют. Например, некий господин Борцов.

Нам известно, что некий господин Борцов уже не первый раз выполняет такую роль: например, в 2011 году человек с такой фамилией занимал должность заместителя руководителя компании «ДюкХолдинг». Он использовал поддельные договоры купли-продажи, акты приёма-передачи транспортных средств, чтобы похитить шесть большегрузов, принадлежащих организации.

Господин Борцов передал их по фиктивным договорам в подконтрольную компанию «Престиж», а затем в ООО «НовТранс», где он был соучредителем. При этом денежные средства со счетов организаций за покупку автомобилей не перечислялись. Прокуратуре удалось доказать, что после реализации преступной схемы организация лишилась 10 млн рублей.

Был ещё один интересный эпизод в жизни некоего господина Борцова. В 2012 году в Новгородской области обанкротилось крупнейшее дорожное предприятие — ДЭП-77. Схема простая и отработанная — имущество компании продали за бесценок организациям, которые были подконтрольны некоему бизнесмену с фамилией Борцов. Ущерб оценили в 16 млн рублей.

В эту преступную схему оказались вовлечены директор ДЭП-77 Игорь Иванов, бывший глава Росимущества Новгородской области Виктор Митр, а также руководитель ООО «Дорожно-строительная компания «Орион» Алексей Мельников. Троих из участников осудили — Виктор Митр получил пять лет лишения свободы в колонии общего режима, Андрей Борцов — 4,5 года, а Игорь Иванов — 3 года. Алексей Мельников избежал наказания.

Тот Борцов, который был осуждён, отбыл наказание, а в скором времени в Новгородской области появилась компания «Трэксервис», во главе с номинальным учредителем. Им стала дочь некоего Борцова и лояльный ему директор, подписывавший бумаги, не глядя. Кстати, в этой же компании сотрудником числится человек со знакомой фамилией Мельников.

Обычно, мошенники действуют в интересах аффилированных компаний. Саму схему мы уже описывали: подыскивается дорожный государственный заказ, потом для него набираются субподрядчики, которые поставляют материалы и работы. В основном выбираются те, кто готов на откаты наличностью, но и честные подрядчики тоже попадают в эту ловушку. Им заказывают работы или материалы, но оплачивать не торопятся. Получается так, что генеральный подрядчик заказывает поставки на 10 млн рублей, а оплачивает только 2 из них.

В итоге страдает вообще всё: честные подрядчики остаются без средств к существованию, бюджет обобран, а работы выполнены настолько плохо, что это видно невооружённым глазом, посмотрите на реконструкцию ул. Псковская в Великом Новгороде.

Когда кредиторская задолженность компании достигла критической массы, дело ушло в суд. В общей сложности с «Трэксервиса» требуют 273,45 млн рублей. Часть кредиторов — честные подрядчики, которые вложили свои средства или поставили услуги и хотят вернуть положенное по договору. Но есть также ряд кредиторов, которые, по нашему мнению, аффилированны с «Трэксервисом».

Эта схема интерактивна — если нажать на точку, можно увидеть сумму долга и связь с другими кредиторами.

Надо понимать, что в банкротных делах далеко не все кредиторы смогут добиться своего, в приоритете тот, у кого больше кредит. Но есть интересный вариант управления ситуацией. Если несколько компаний, которые формально ничем друг с другом не связаны, но выступают под единым интересом группы лиц, то они могут контролировать банкротный процесс и голосовать на собрании кредиторов, заранее договорившись.

Квалифицированное большинство голосов кредиторов — от 25% и выше — гарантирует выбор того, кто управляет банкротом — нужного арбитражного управляющего. А именно арбитражный управляющий решает, от кого и сколько взыскивать и как распределить полученное.

Он вправе делать выводы о том, есть ли при банкротстве признаки мошенничества и умышленного банкротства. Управляешь лояльным управляющим — получаешь то, что хочешь. Таких лояльных найти не очень сложно, тем более в небогатой Новгородской области.

Вычислить такую схему крайне сложно, но, по нашему мнению, именно она реализуется при банкротстве «Трэксервиса». Итак, мы имеем 37 кредиторов, которые заявили о своих правах в арбитражный суд. Среди них есть как минимум шесть, которые аффилированны с компанией-должником. Внешне они ничем не связаны, но интерес у них один — получить как можно больше денег и взять под контроль процесс банкротства, чтобы не отдавать средства другим поставщикам.

Преступными теневыми владельцами «Трэксервиса» в момент, когда он активно генерировал долги, подводя ситуацию к банкротству, была некие господа Мельников и Борцов. Они снимали сливки, наносили визиты в налоговую и региональную администрацию, разводили подрядчиков на безнадёжные долги.

Мы так считаем, потому что сложно иначе реализовать такую схему, вспомните, что в схеме с умышленным банкротством ДЭП 77 принимал участие довольно высокопоставленный чиновник — глава Росимущества Новгородской области.

После собственного обогащения, когда стало невозможно скрывать ужасное финансовое положение «Трэксервиса», они с удовольствием вовлекли компанию в позорный процесс банкротства, чтобы скрыть следы своей деятельности и не рассчитываться со своими подрядчиками.

На наш взгляд, и в процессе банкротства они предпочитают держать руку на пульсе, чтобы им не попасть в жернова правоохранительной системы, которая легко может выявить мошенничество в особо крупном размере.

Как это происходит? По классической схеме про большинство голосов, о которой написано выше. В нашей ситуации мы видим это таким образом. Как минимум шесть компаний — «СнабСтрой», «Экспо Стройобеспечение», «Алголь», «Паритет», «Перспектива», «Стройтехника» — связаны между собой. Это можно заметить по пересечению учредителей, один учредитель — один интерес.

В общей сложности они требуют не так много — 66,1 млн рублей, это 24% от общей суммы долга компании. Пока что ситуацию они не могут контролировать полностью, но если они, с помощью лояльного конкурсного управляющего, исключат из списка кредиторов тех, кому должны больше, весь процесс банкротства перейдёт в их руки.

Новости Новгород.ру теперь можно читать в «Telegram». Там мы пишем только о самом важном, интересном и красочном.
Вернуться к ленте новостей Прислать новость
Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.