- Память
Повторивший подвиг Гастелло
О холмиче Герое Советского Союза Василии Николаевиче Челпанове я узнал в начале 50-х годов от его дочери Ларисы, родившейся в 1941 году - в год смерти ее отца. Было это в поселке Волот. Я учился в пятом или шестом классе Волотовской средней школы, а Лариса на два класса ниже. И жили мы почти рядом:их дом через три дома от нашего по улице Володарского. В нашем поселке Лариса появилась, когда ее отчима Н.Н.Волошина направили в Волот председателем Волотовского райисполкома.
Потом наши пути-дороги разошлись. А в 1964 году редактор Холмской райгазеты «Маяк» доброй памяти Виктор Михайлович Лукин, с которым мы работали до моего призыва в Армию в Волотовской районной газете, позвал меня в Холм. А на следующий год, в двадцатую годовщину празднования Дня Победы, мы вновь встретились с Ларисой Челпановой, приехавшей на родину отца-героя встретить юбилей.
Вспомнили Волот, говорили о жизни.. Теперь Лариса живет в Новгороде, замужем. Стала Челпановой-Колесовой. Имеет сына, которого назвала в честь отца Василием.
- О подвиге Василия Челпанова мы знали лишь то, что в начале войны под городом Ливны он повторил подвиг Гастелло, направив свой горящий самолет на колонну фашистской техники. Но недавно в мои руки попала книга бывшего командира 241-й бомбардировочной авиационной Регицкой дивизии Алексея Григорьевича Федорова «Иду в пике», в которой воевал В.Н.Челпанов.
Вот некоторые подробности его подвига. Наша дивизия, пишет автор книги, состояла из трех полков - 24, 128 и 779-го, вооруженных пикирующими бомбардировщиками «Петляков - 2». Боевое крещение она получила на Северо-Западном фронте, участвуя в разгроме окруженной демянской группировки врага, а затем в боях у Синявина и в районе Луги, Порхова, Пскова. На территории Латвии наносила бомбовые удары по войскам, коммуникациям и аэродромам противника.
В дивизии выросло двадцать семь Героев Советского Союза. Некоторых героев А.Г. Федоров не застал - они погибли, но оставшиеся в живых сражались мужественно и храбро.
Именно таким был лейтенант Василий Челпанов. Этот тихий, застенчивый летчик вел себя в бою удивительно бесстрашно. В начале войны Василий летал на связном самолете «У-2» - доставлял почту, запасные части для боевых машин, оперативные документы. Его шустрый «кукурузник» поднимался с аэродрома в любое время дня и ночи. Это была нелегкая черновая работа. Однажды на беззащитный «У-2» обрушился фашистский истребитель «Мессершмитт - 109». Исход боя сомнений не вызывал. Разве может фанерный тихоходный самолетик справиться со скоростным «мессером», вооруженным пулеметами и пушкой? В этих условиях молодой летчик принял единственно правильное решение: до бреющего полета снизился над извилистой речушкой и стал маневрировать между ее обрывистыми берегами. Он то нырял в овраги, то внезапно появлялся над просеками, то снова скрывался за деревьями. Каким мужеством и хладнокровием нужно было обладать, чтобы вот так спокойно водить за нос опытного истребителя! Кончилось это до смешного просто. Немецкий летчик, увлеченный Челпановым на нашу территорию, израсходовал все горючее и вынужден был приземлиться. Пехотинцы взяли его в плен.
Вскоре Челпанов овладел техникой пилотирования на бомбардировщике «Петляков-2» - самолете довольно сложном. В то тревожное время 24-й авиаполк вел воздушную разведку ближних и дальних тылов противника, вылетая в районы Брянска, Орла и Карачева. Вызывая огонь на себя, экипажи засекали расположение артиллерийских частей, фотографировали аэродромы, передвижение вражеских войск к линии фронта.
Нередко совершал такие полеты и экипаж Челпанова. В один из вылетов из-за облаков на его самолет внезапно набросилась пара «мессеров». Завязался воздушный бой. Пулеметная очередь одного из Ме-109 прошила фюзеляж и плоскости Пе-2. Самолет загорелся. Командир экипажа Челпанов и стрелок-радист старшина Кувшинов каким-то чудом спаслись с парашютом. Штурман погиб. Этот неравный бой происходил на глазах пехотинцев, над территорией, занятой врагом, в семистах метрах от линии фронта.
-Нет, не дотянут до своих, - решили наши бойцы и все, как один, дружно бросились в атаку.
Гитлеровцы дрогнули и отступили. Так пехотинцы спасли своих братьев-авиаторов.
Василий Челпанов был душой полка. Личный состав восхищался его смелостью, летчики стремились подражать двадцатитрехлетнему парню. Вскоре его назначили заместителем командира эскадрильи. Он остался таким же простым и доступным, не чурался любой черновой работы. По-прежнему помогал оружейникам подвешивать бомбы и чистить пулеметы, вместе с техником и механиком заправлял самолет горючим, помогал устранять неисправности в моторе.
27 ноября 1941 года лейтенант Челпанов повел группу самолетов на бомбардировку вражеской автоколонны возле города Ливны. После возвращения с задания проявили фотопленку. Оказалось, что ведомая им группа уничтожила несколько автомашин и до взвода пехоты.
- Мало, очень мало. Это просто комариный укус, - сказал Василий.
И через два часа снова повел самолеты в район Ливны. Друзья знали, чем это вызвано: накануне Челпанову сообщили, что фашисты убили его брата - штурмана бомбардировщика «СБ».
Образовав своеобразный круг, бомбардировщики с высоты 2500 метров вошли в пике. Альтиметр отсчитывает метры падения: 2200, 1800, 1200, 1000- Экипажи при крутом угле пикирования испытывают многократные перегрузки. Пальцы ведущего группы жмут кнопку электросбрасывателя на штурвале самолета. Бомбардировщик вздрагивает - одна за другой отделяются бомбы! И тут штурвал вырывается из рук Челпанова. Радио донесло на КП короткое донесение: «Два прямых попадания в фюзеляж-»
Но что это? Подбитый и горящий самолет разворачивается. Ведомые поняли это как маневр для ухода на свою территорию. Но нет: ведущий решил штурмовать фашистскую автоколонну. И снова зенитный снаряд противника вонзился в корпус «Петлякова», который воспламенился еще сильней. Стрелок-радист Виктор Кувшинов доложил: «Боеприпасы кончились». Коммунист Челпанов окинул взглядом рядом сидящего штурмана. Все было ясно без слов. Летчик перевел пылающий самолет в отвесное пике и направил его в центр фашистской колонны.
За совершенный подвиг Василию Челпанову советское правительство посмертно присвоило звание Героя Советского Союза. Штурман и стрелок-радист экипажа награждены боевыми орденами.
-Эстафету героизма приняли и понесли вперед боевые друзья Василия Челпанова - Герои Советского Союза Василий Покеладный, Василий Леонтьев, Павел Дельцов, Петр Козленко, Степан Давиденко и многие другие. Героический коллектив 24-го Краснознаменного Орловского авиаполка закончил свой боевой путь в поверженном Берлине 30 апреля 1945 года.
Виктор ФЕДОРОВ
На снимках: Герой Советского Союза В.А.Челпанов, дочь Героя - Лариса, внук Героя - Василий Челпанов. Последние два снимка сделаны в семидесятых годах ХХ века.