Ноябрь-декабрь каждого года в Великом Новгороде посвящены Достоевскому, так уж сложилось. Без этого не представить культурную жизнь города. И вот 2024-ый завершается под премьеру спектакля «Двойник» в Новгородском театре драмы имени Ф.М. Достоевского.
Автор: Леся Катрич
Как и обещал режиссёр-постановщик и автор инсценировки Иван Судаков, зритель смог насладиться фантасмагорией по мотивам произведения Ф.М. Достоевского. Если говорить об оригинальном тексте, то и Достоевский создавал абсолютный трип по закоулкам сознания главного героя, только иногда цепляющегося за реальных персонажей и Петербург. Хотя, будем честными, у великих русских классиков XIX века этот город нереальным был всегда.
С первых минут спектакля сценическое пространство как будто намекает — всё здесь поставлено с ног на голову. Фантазией художника-постановщика Валерии Камольцевой визуальный образ спектакля создан из лаконичных стильных деталей — опрокинутые многоквартирные дома, внезапная телега с приставленным колесом… Узнаваемый антураж серого, строгого Петербурга. По ходу действия домики становятся то стульями, то лестницей, то бальным залом Берендеевых. Особый аристократический шик создают канделябры, которые опускаются с потолка.
Главный герой, Яков Петрович Голядкин (Матвей Швыденко), получился смущенным, слегка растерянным, но очень трогательным. Этаким робким юношей, которому окружающая действительность настолько чужда, что в какой-то момент он с головой проваливается в свой выдуманный мир, где обитают чудовища. Речь Голядкина сбивчива, слова набегают друг на друга и теряются, временами, в практически неразборчивом гуле — кажется, это самый яркий маркер явного нездоровья героя.
Режиссёр показывает зрителю — чудовища могут быть разными. Все герои, и даже возлюбленная Клара Олсуфьевна, в исполнении Маргариты Сакович, в экспрессивном гриме, напоминающем эстетику китайского театра. Артем Символоков, Дмитрий Поляков, Юрий Ковалев — играют персонажей в гораздо большем количестве, чем заявлено в программке. Благодаря гротескным маскам, созданным по авторской технологии художником-бутафором Натальей Мельник, происходит настоящий бал фантомов.
В «Двойнике» сознательное стирание белым лиц всех героев, кроме Голядкина (художник по гриму Марина Мысливец), обозначает, кто из персонажей настоящий человек. Но действительно ли мы считаем Голядкина настоящим в выдуманном мире? Ведь он один отличается от остальных, а не значит ли это, что он — фантом, а остальные реальны?
Отдельно хотелось бы отметить пластическое мизансценирование, созданное в сотрудничестве с Яной Лебедевой. Ломаные движения, хромота, контактность, наводят неконтролируемый ужас на зрителя, а экзальтированные движения Голядкина передают нервозность и вычурность, доведенные до апогея в его тени — Голядкине-младшем (Дмитрий Поляков).
Молодая дерзкая команда создала смелый спектакль, в котором нашлось место шуткам, потусторонним сущностям и стилю, которых и ждет зритель от современного театра. В одном из интервью Иван Судаков сказал: «На сцене возможен любой театр. Если он находит своего зрителя. Задача его, на мой взгляд, так или иначе вывести обычного сонного зрителя из того равновесия, в котором он пребывает всю свою жизнь. И счастлив тот режиссер (а соответственно, доволен тот актер и успешен тот директор театра), кому эта задача удалась». И в этот раз главная задача была выполнена — зрители могли полюбить происходящее на сцене или, в протесте, искать несоответствия с оригиналом, но точно проснулись.
Спектакль поставлен в рамках проекта, реализованного с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». И такая поддержка культурных институций тоже придает смелости не идти творцам по привычным, комфортным для всех путям.