Каждый день в России фиксируется около 8 млн звонков от мошенников. В базах преступников — данные 80 млн россиян. Среди обманутых есть люди разных возрастов и профессий. Сбер подготовил советы, как не поддаваться на уловки мошенников и защитить свои деньги.
Звонок из «службы безопасности банка»
На ваш телефон поступает звонок, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности». Вам сообщают, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошёл сбой». Затем мошенник просит вас назвать данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от мобильного приложения, что якобы нужно «для сохранности денег». Как только мошенники получают доступ к этим данным, вы теряете ваши сбережения.
Что делать:
Не отвечайте на звонки с неизвестных номеров. Не совершайте никаких действий и банковских операций по инструкции звонящего. При возникновении опасений за сохранность ваших денег лучше самостоятельно связаться с банком по официальному номеру или обратиться в любой офис. Также можно сохранить номер банка в телефонную книгу, чтобы точно знать, когда вам действительно оттуда звонят.
Звонок из «госорганов»
Позвонивший представляется сотрудником полиции, ФСБ или прокуратуры и сообщает, что некий сотрудник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением и в его отношении ведутся следственные действия. Либо вас запугивают, что деньги с вашего счёта переводятся для финансирования ВСУ или средства пытаются похитить. Мошенник убеждает вас, что вам необходимо помочь следствию: совершить некие операции, сообщить персональные данные и держать всё в тайне от банка, а также убеждает перевести свои деньги на «специальный счёт» для сохранности. На самом деле все переведенные средства поступают на счета преступников.
Что делать:
Сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не поддавайтесь на эмоциональное давление мошенников. Не предоставляйте персональную информацию. Прервите разговор и сообщите о случившемся в полицию и банк. Также оповестите своих близких о факте мошеннического звонка.
Опрос, голосование, предложение работы
При этом виде мошенничества вы можете получить письмо или СМС о том, что проходит лотерея, опрос, ведется поиск сотрудников или идет голосование «за племянницу-балерину, которая участвует в конкурсе» и так далее. Вам предлагают пройти по некой ссылке. После перехода вы попадаете на фишинговый сайт, после ввода данных на котором могут быть украдены ваши деньги или взломаны ваши аккаунты в мессенджерах. Во втором случае злоумышленники смогут уже от вашего имени делать фишинговые рассылки по вашему списку контактов.
Что делать:
Не совершайте никаких действий: не переходите по ссылкам, не указывайте свои данные, не скачивайте файлы. Свяжитесь с вашими знакомыми, от которых вы получили такое сообщение. Выбирайте защищённое интернет-соединение. Адрес сайта должен начинаться с букв https, а не с http, а в адресной строке должен отображаться значок в виде закрытого замка.
СМС или письмо от ЦБ, Госуслуг, Почты России и других инстанций
Мошенники направляют СМС либо бросают письма в почтовые ящики от лица Центробанка, Госуслуг, Почты России и сообщают, что вы, якобы, стали жертвой мошеннических действий. Поэтому для сохранения средств и персональных данных необходимо переоформить счет и подать информацию по новым реквизитам. А сделать это можно по специальному номеру телефона, который на самом деле является мошенническим и позвонив по которому вы рискуете передать персональные данные или доступ к вашему банковскому счету преступникам.
Что делать:
Не реагируйте на подобные письма. Не звоните по указанным телефонам. При возникновении опасений за сохранность ваших средств самостоятельно свяжитесь с банком по официальному номеру или обратитесь в любой офис.