Президент России Владимир Путин подписал указ «Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)».
Как пояснили в правительстве РФ, документ вводит три основных новшества.
Сроком на шесть месяцев для отдельных компаний вводится обязательная репатриация и продажа валютной выручки на российском рынке в объемах и сроках, которые будут установлены правительством. Соответствующее распоряжение планируется принять в самое ближайшее время.
Отдельные компании будут обязаны предоставлять в Банк России и Росфинмониторинг индикативные планы-графики по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.
Также в некоторых компаниях будут присутствовать уполномоченные представители Росфинмониторинга, в задачи которых входит мониторинг и обеспечение соблюдения правил валютного регулирования.
В указе Президента определен конкретный перечень экспортеров, которых коснутся новые меры. Он состоит из 43 групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.
— Основная цель данных мер — создать долговременные условия для повышения прозрачности и предсказуемости валютного рынка, снизить возможность для валютных спекуляций. Рассчитываем, что вводимые обязательства по продаже валютной выручки не станут обременительны для добросовестных участников рынка, — прокомментировал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Добавим, норма по обязательной продаже валютной выручки для предприятий-экспортеров была введена еще до распада СССР после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Тогда такая норма была нужна для обслуживания внешнего долга страны. С 1992 года по 1998 год действовала норма по обязательной продаже 50% валютной выручки для всех экспортеров. После августовского дефолта ее подняли до 75%. а затем снизили обратно до 50%. Полностью же эта норма была отменена в 2006 году. С тех пор законодательно такой формат работы экспортеров не был предусмотрен, хотя в рамках неформальных договоренностей властей и бизнеса решения о продаже валютной выручки периодически принимались.