Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН закончил запланированные на летний сезон 2021 года раскопки участка, на котором находилась церковь Бориса и Глеба.
В этом году археологи работали на участке, который никогда ранее не изучался. Они исследовали культурные слои от XI до XV века и раскрыли западную стену храма, поставленную на валунный фундамент.
— У этого памятника архитектуры длинная и сложная история. В 1167 году некий Сотко Сытинич построил каменный храм. Он существовал довольно долго, его ремонтировали в 1302 году, перестраивали в 1441 году, к нему пристроили придел — церковь Андрея Стратилата, которая осталась до наших дней. Где-то в середине ХVII века его разобрали из-за ветхости. В 1940 году здесь проводились раскопки, но в результате осталась небольшая статья, две-три картинки. Дальше началась война, всё срочно засыпали. Поэтому мы довольно осторожно и медленно подходили к тому, чтобы его исследовать, — рассказал руководитель архитектурно-археологического отряда ИР РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Исследование сохранившихся под землёй фрагментов помогло понять технику строительства стен древнего храма. Археологи нашли древние кирпичи, среди которых выделяется домонгольский кирпич византийского образца, плоский, тонкий, почти квадратный. Из него был сложен первый ряд стеновой кладки — плинт, выравнивающий неровности валунного фундамента. Древние зодчие также использовали для кладки и большие белокаменные блоки.
В летописях нет прямых упоминаний, что храм Бориса и Глеба был украшен росписью, но археологи обнаружили фрагменты древней штукатурки с красочным слоем — фрески. Их не так много, но по небольшим кусочкам разного цвета можно сказать, что храм был расписан, причём не исключено, что дважды: во второй половине XII века и в XV веке.
— Чтобы раскопать эту территорию полностью, нужно, я думаю, не менее шести лет. В будущем году мы хотим переместить раскоп к востоку и обнажить полукружие, в котором располагался алтарь и происходили главные церковные таинства. Мы видим интерес, который проявляет общественность к нашим работам, и мы бы хотели сделать этот раскоп открытым: организовать площадку, поставить информационные стенды, чтобы люди могли получать все сведения, не отвлекая при этом тех, кто работает на раскопе, — поделилась учёный секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.
Кроме того, ниже слоя строительства храма археологи зафиксировали культурный слой XI века, где обнаружили западноевропейские монеты и бытовые предметы того времени.