Археологи обнаружили в историческом центре Великого Новгорода фрагмент древней улицы и часть стены каменной церкви Иоанна Крестителя XIV века. Об этом сообщает пресс-служба института археологии Российской академии наук.
Находка может помочь в поисках Немецкого двора — средневекового официального представительства ганзейских купцов, точное местонахождение строений которого пока не известно. Открытие совершила совместная экспедиция института археологии РАН, Новгородского государственного музея-заповедника и Новгородского университета имени Ярослава Мудрого при содействии мэра и администрации Великого Новгорода во время проведения археологической разведки на территории будущего историко-археологического квартала, который создается по инициативе академии наук и Новгородского музея-заповедника.
— Нам удалось одним небольшим шурфом попасть на ту часть восточной стены, к которой примыкает выступающее полукружие апсиды. Особенности строительного раствора, размер кирпича и техника строительства не оставляют сомнения, что перед нами остатки строения XIV века. Возможно, раскопками будущего года получится открыть северо-западный угол и часть апсиды церкви Иоанна Крестителя», — сказал заместитель директора института археологии РАН Пётр Гайдуков.
Церковь Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи, неоднократно упоминается в новгородских летописях. Из письменных источников известно, что в XII-XIII веке церковь была деревянной, а в 1359 году боярин Лазута поставил церковь каменную: «Того же лета постави Лазута святыи Иоанъ церковь камену, у Неметцскаго двора». Церковь простояла до второй половины XVIII века, но во время церковных реформ Екатерины II её лишили государственной поддержки и закрыли. Постепенно она ветшала, разрушалась и, видимо, к концу XVIII века была разобрана. На её месте построили квартал с новой перепланировкой, и в XIX — XX веке уже ничто не напоминало о её существовании.
Упоминания церкви Иоанна Крестителя в летописях и писцовых книгах Новгорода часто связаны с Немецким двором — местом, где останавливались приезжавшие в Новгород купцы из Ганзы. Торговый устав (скра) предписывал им останавливаться на территории Немецкого двора, регламентировал условия торговли и хранения товаров. В XVI веке после присоединения Новгорода к Москве и ограничения полноценных торговых отношений с Новгородом Немецкий двор прекратил своё существование.
Сейчас известно примерное местонахождение Немецкого двора: по писцовым книгам конца XVI века установлено, что он находился к востоку от Ярославова Дворища между улицами Ильиной и Славной, в районе современной Большой Московской улицы. Этот участок археологически изучен мало, и пока археологи не обнаружили следов строений, относящихся к Немецкому двору. Известно лишь, что на его территории была церковь Святого Петра, и что эта церковь находилась не очень далеко от церкви Иоанна Крестителя.
Так, в «Повести о новгородской ропате» (или «Повесть о посаднике Добрыне»), описывается история переноса деревянного храма Иоанна Крестителя (Предтечи): деревянная церковь была перенесена, на ее месте была построена каменная «ропата», или «латинская церковь», что повлекло божью кару и вызвало гнев новгородцев. Также в повести упоминается, что после строительства «ропаты» немцы пригласили новгородских иконописцев для росписи внешней части храма, но фреска и грунт на ней были смыты сильным дождем сразу же после окончания работы.
— Это очень важный момент: за бурей, смывающей фреску, наблюдают новгородцы, стоящие возле церкви Иоанна Предтечи и смотрящие на южную дверь немецкой церкви. Получается, что обе церкви стояли очень близко. Поэтому обнаружение церкви Иоанна Крестителя поможет понять, где находились строения Немецкого двора. Также близость этих церквей подтверждается немецкими документами, — отметил руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН Владимир Седов.
Во время раскопок 90-х годов ХХ века под руководством Петра Гайдукова был найден южный придел церкви Иоанна Крестителя, пристроенный в XVI веке.
— Мы знали, что в XVII веке рядом с церковью Иоанна Крестителя был поставлен придел Иконы Владимирской Божьей матери так, что южная стена поздней церкви примыкала к северной стене церкви XIV веке. С учётом этих данных и понимания примерных размеров церкви XIV века был заложен небольшой шурф, который «попал в десятку». Теперь, имея эти две точки — первую, нашей двадцатилетней давности, и сегодняшнюю, мы сможем привязать к плану квартала примерный контур церкви, — пояснил Пётр Гайдуков.