Выдвигается сразу несколько версий, почему за несколько дней до голосования кандидаты в депутаты решили не продолжать борьбу за места в городской думе. Напомним, сразу два одномандатника, выдвинутых «Справедливой Россией», заявили, что не намерены участвовать в «грязной игре».
Кандидатуры сняли Галина Гусева (округ №9) и Николай Мартышенков (округ №12), которых поддерживал депутат Новгородской областной думы Михаил Караулов. Журналист, политический обозреватель Александр Власов обратил внимание, что неожиданный «самосъём» произошёл в тех избирательных округах, где конкуренцию бывшим кандидатам составляли представители ПАО «Акрон». У собеседника есть две версии по поводу происходящего.
— Первая версия: руководство «Акрона» договорилось с [Михаилом] Карауловым, потому что поставило перед собой задачу — провести в новую городскую думу семь кандидатов. Это одномандатники: сотрудник ООО «АРР ПМ» Владимир Федотов, ведущий специалист центра отдыха «Радуга» ПАО «Акрон» Алексей Митюнов, примкнувший к ним директор муниципального предприятия «Новгородский водоканал» Сергей Золотарёв и лидеры окружных партийных троек: старший механик центра обслуживания производства ПАО «Акрон» Игорь Авдеев, главный врач ООО «Медицинский центр «Акрон» Вадим Маяцкий, председатель совета ветеранов ПАО «Акрон» Вера Сучкова, а также директор базы отдыха «Аврора» ПАО «Акрон» Татьяна Дорошина, вторая по счёту в общемуниципальной части. На мой взгляд, высокому «акроновскому» начальству пришлось смирить гордыню и пойти на унизительный для себя торг с Михаилом Карауловым, — прокомментировал Александр Власов.
По его предположению, Михаил Караулов мог «с лихвой» вернуть траты на предвыборную кампанию своих кандидатов, вероятно, не менее миллиона рублей на каждого. «Речь можно вести о деньгах или о выгодном деловом предложении, учитывая перспективный бизнес «Делового партнёра». В любом случае, похоже, состоялась постыдная политическая сделка», — добавил Александр Власов.
— Ещё вторая версия, но она менее вероятная, — предположил журналист. — В канун выборов наконец-то дало о себе знать полпредство президента России в Северо-Западном федеральном округе. На мой взгляд, главному федеральному инспектору по Новгородской области [Вадиму Непряхину] всё-таки пришлось вмешаться в ситуацию, отодвинув в сторону секретаря областного отделения «Единой России» председателя областной думы Елену Писареву вместе с недавно назначенным вице-губернатором, отвечающим за внутреннюю политику, Максимом Владимировым. Я не исключаю, что Михаил Караулов был приглашён к Вадиму Непряхину, и тот недвусмысленно дал понять: на бизнес строительного «магната»-оппозиционера могут обратить пристальное внимание правоохранительные и контролирующие органы.
Александр Власов также добавил, что занимается выборами уже три десятка лет, и произошедшее вызвало чувство брезгливости и разочарования, так как у претендентов, снявшихся «по команде» руководства, были высокие шансы выиграть выборы.
— Когда кандидатов поливают дерьмом и фирму, на которую они работают, какие могут быть договорённости? Этого быть не может в принципе, — заявил политтехнолог Михаил Шимановский, консультирующий кандидатов. — У них явно было электоральное преимущество, они шли на победу. Что могли пообещать кандидаты от «Акрона»? Ничего. Есть доброе имя и репутация. «Единая Россия» и «Акрон» сделали предельно грязную кампанию на этих округах, о их репутации мы позаботимся без кандидатов.
Представитель АПЭК в Новгородской области Алексей Громский считает, что у отказа кандидатов могут быть разные причины, в том числе пересмотр «сделки» с партией.
— Возможно, анализируя ход кампании и прогнозируя их последствия для «Справедливой России» в Великом Новгороде, партийное руководство приняло решение сократить влияние Караулова на политику партии через урезание оговоренной квоты кандидатов, — полагает эксперт. — Или же это проявление определенного конфликта внутри самой «группы Караулова». В последние дни кампаний трения между кандидатами и спонсорами обычно возникают из-за недостатка финансирования. Также, и это самая простая версия, Мартышенков и Гусева, будучи новичками в политическом процессе, не выдержали давления ситуации, почувствовали себя неготовыми к публичности, к исполнению работы по представительству интересов населения города. А простыми трансляторами решений своего патрона быть не захотели.
По его словам, какие-либо сделки с «Акроном» маловероятны, так как «политические процессы, действительно интересующие ПАО «Акрон», проходят на другом уровне власти».