Сотрудники центра реставрации монументальной живописи новгородского музея-заповедника около месяца разбирали завал рядом с церковью Благовещения на Рюриковом городище. В рамках консервации руин храма XII века были обнаружены фрески, считавшиеся утраченными. Сейчас реставраторы очищают найденные фрагменты, но о составлении композиций говорить пока рано.
На пресс-конференции для журналистов заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова сообщила, что исследовались три археологических участка площадью 2х6 метров и глубиной больше одного метра. Сколько именно фрагментов извлечено, пока неизвестно, но исследователи насчитали 147 планшетов, на которых хранятся находки.
— Состояние фрагментов вполне удовлетворительное, хотя, получается, что они 600 лет лежали в земле. <...> Весь грунт, который мы извлекли, просеян через сито, — рассказала Тамара Анисимова.
Она подчеркнула, что вытаскивать фрагменты должны были именно реставраторы, а не археологи, потому что есть особые методики. Важно извлечь фрагмент целиком, потому что среди них попадались и совершенно раздавленные.
— У археологии такая задача — они вытаскивают фрагмент и говорят, что здесь была живопись, и этого достаточно. А нам извлечь фрагменты надо так, чтобы мы потом могли дальше что-то собрать. <...> Мы опробовали новую методику выемки фрагментов. Когда расчистили фрагментик, просто накладываем кусочек бинта, берём циклодекан (это как парафин, если разогреть его на водяной бане), он расплавляется, кисточкой по этой марлечке водишь, он мгновенно застывает, потом берёшь фрагмент и кладёшь на планшет. И в мастерской очень просто снять этот циклодекан, — пояснила заведующая центром реставрации.
Работать с фрагментами новгородским реставраторам помогают студенты. Третьекурсница Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова Анна Семёнова проходит практику в новгородском центре третью неделю.
— Сначала фрагменты, которые вытащили из раскопа, должны какое-то время постоять, подсохнуть. Потом их обеспыливают, они должны быть в идеальном состоянии, чтобы ничего не мешало склейке. Потом их подбирают, находят стыки — если между двумя фрагментами стык, они как пазлы друг другу подходят, то их склеивают. Потом уже подборкой занимаются, композицию собирают. Бывает, что из раскопа вытаскивают целый фрагмент, а бывает, что они все рассыпаны, и находят два одинаковых фрагмента на совершенно разных участках, — рассказала корреспонденту интернет-портала «Новгород.ру» Анна Семёнова.
В числе находок есть фрагмент лика архангела, а также крыла. Обнаружен осколок с изображением чешуи, возможно, это свидетельствует, что в храме была фреска с чудом Георгия. Кроме того, во время работы нашёлся раздробленный фрагмент живописи на стене XII века. Специалисты отмечают, что пока рано говорить о композициях, но если удастся восстановить часть фресок, их будут демонстрировать в центре реставрации, так как на Рюриковом городище планируется открытая экспозиция.