Новгородские журналисты вчера, 27 ноября, встретились с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым. Тема беседы, которая состоялась в Новгородском областном отделении Союза журналистов России, была обозначена как «все точки над «i». Главной темой стала поправка в областной закон о муниципальной реформе, которая отменила прямые выборы мэра города.
Приведем наиболее интересные цитаты Юрия Бобрышева.
— Это было ожидаемо [об исходе голосования областной думы]. Я понимал, что результаты голосования будут такими. У каждого депутата областной думы есть собственное мнение. И они, когда нажимали кнопки, наверное, думали. Я не вправе никого осуждать, я и сам был три созыва депутатом областным и знаю, что это такое. Что теперь обсуждать? Принятое решение надо принимать к исполнению и исходить из тех реалий, которые прописаны в областном законе, и который, как мне кажется, подпишет губернатор. Своё мнение я неоднократно высказывал: я сторонник прямых выборов.
— Что случилось, то случилось, не хочу никого осуждать.
— У каждого депутата есть свое мнение, своя жизнь, у кого-то бизнес, у кого-то должность, надо это понимать. Это судьбоносное было решение. Каждый депутат свое решение взвешивает, когда на кнопку нажимает. Кто-то слабым оказался, кто-то трусом оказался.
— Ничего чрезвычайного не случилось. Нормальная рабочая обстановка. В этой ситуации нужно просто работать, а жизнь покажет, кто был прав, кто не прав.
— Я бы не хотел, чтобы стало хуже [с приходом сити-менеджера].
На следующие выборы в городскую думу пойдете, чтобы снова мэром стать?
— Ни в коем случае.
— Депутаты сегодня выступают в роли контролёров (знаете, КРУ было раньше, или парткомиссия) и оценщиков, не всегда вникая в детали. Если предприятие в сложном положении, наверное, надо разобраться, а почему так произошло? Вот такой подход я понимаю. А не просто: «двойка», «двойка», «двойка»… Мне уже столько «двоек» наставили, что портфель не выдерживает. С этой точки зрения сити-менеджеру, может, и лучше будет. Он этого не позволит делать. Он подпишет контракт и скажет: вот два года, вот деньги, вы утвердили, а я отвечаю за результат, контролировать и критиковать потом будете. Хорошо это или плохо? Я не знаю. Если судить по Пскову — плохо, постоянные конфликты идут. Дай бог, чтоб у нас лучше было. А дума, на мой взгляд, будет декоративным органом. Решения принимать они не смогут по отношению к сити-менеджеру. Я высказываю свое мнение без всяких обид, и не только свое мнение, это опыт.
— Что касается Новгорода, городские депутаты на [общественном] совете при думе высказались, протокол подписали, что они за прямые выборы; мэр говорит в 151-й раз: за прямые выборы. Но нас, почему-то, никто не спросил, выходит так. Все вроде за, а депутаты [областные] — против. Наверное, это неправильно, но это федеральный закон. Наверное, вот тут как раз надо было и референдум провести. На мой взгляд, мы с этим проиграли. На нас смотрели как на город с демократическими традициями, но мне уже многие мэры городов позвонили-посмеялись: «Ну чего, демократия ваша закончилась?»
— Первоначально мы же слышали мнение губернатора [Новгородской области Сергея Митина], он говорил: как решат депутаты, так и будет. Прямых указаний [об отмене выборов мэра], насколько я знаю, не было. Что было в конце [обсуждения] не знаю — меня никуда не приглашали и со мной не советовались, включая заседание областной думы. Все руководители муниципалитетов были, кроме меня. Ну, случайно, может быть, забыли мэра областного центра пригласить.
— В сити-менеджеры не пойду. Во-первых, не пригласят, во-вторых, если бы пригласили, не пошел. Хватит, мне 63 года.
— Я настроен работать, и если бы не был настроен, ушёл бы ещё весной этого года. В том числе потому, что была «двойка», которая была придумана, при том, что все до одного показатели выполнены, и область отчитывается о хороших показателях, в которых 70% города. Сами понимаете моё настроение. Но я всё-таки принял решение, что надо работать.
— Сейчас всякие слухи пускают — вот, мэра в отставку удалят, а депутаты дальше выберут [мэра из своего состава]… Пусть юристы разбираются. Удалят — не удалят, ещё бабушка надвое сказала. По-нормальному, новгородцы выбрали думу и мэра не для того, чтобы эксперименты проводить через год или полтора. Их выбирали на пять лет, и, по-нормальному, должны доработать [до окончания срока полномочий], и только тогда новая форма власти будет в Новгороде. А варианты разные есть. Всё может быть, и отставки — добровольные и не добровольные.
— Мне, с одной стороны, всё это надоело, с другой — это было бы слишком просто. Если уж совсем откровенно — вот если бы завтра губернатор мне сказал: «Я даю городу миллиард рублей, только уйди» — я бы сразу ушёл. Городу! Не мне, мне не надо ни копейки.
Почему не согласовали митинг КПРФ против отмены выборов на площади Победы-Софийской?
— Мэр города, избранный народом, отвечает за ситуацию в городе и исполняет свои функции в соответствии с действующими нормативными документами. Так вот: есть постановление правительства Новгородской области, где чётко написано — где такие мероприятия должны проводиться. Три места: у драмтеатра, у памятника Петру Первому и на бульваре Юности, возле строящегося центра «Мармелад». И я должен выполнять это постановление, что я и сделал. Хотя, я должен сказать, пока я буду мэром, коммунистам всегда подпишу разрешение митинговать у памятника Ленину 7 ноября, в день смерти Ленина 21 января и в день его рождения 22 апреля. Это наша история, и надо быть дикарями, чтобы это всё забывать.
— Лично между Митиным и Бобрышевым конфликта нет, а между действующим мэром и действующим губернатором не может быть безоблачных отношений, иначе мэр – тряпка. У меня приоритет один: это город. Я считаю, по-деловому должны складываться отношения и, надеюсь, что так и будет.
Вернут ли когда-нибудь прямые выборы?
— Хороший вопрос. Запросто, да ещё как!
Подробнее о том, как новгородцев лишили права выбирать мэра, читайте в материале «Исторический день для Великого Новгорода».