Уполномоченный по правам детей в Новгородской области Елена Филинкова стала единственным из всех детских омбудсменов России, кто выступил на парламентских слушаниях Совета Федерации РФ. Парламентарии, представители силовых структур и органов госвласти разбирались в вопросах совершенствования законов в сфере защиты прав детей.
В частности, Елена Филинкова рекомендует дополнить Федеральное Российское законодательство нормой об особом порядке рассмотрения дел, касающихся вопросов ограничения или лишения родительских прав граждан, имеющих детей в возрасте до 1 года и предусмотреть максимальный срок рассмотрения данной категории дел не более одного месяца.
- Мы поддерживаем пакет поправок, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе и предлагаем дополнить его предложением, связанным с порядком рассмотрения дел в судебном производстве по вопросам ограничения или лишения родительских прав граждан, имеющих детей в возрасте до 1 года. В таких случаях дети изымаются из семьи из-за прямой угрозы их жизни и здоровью. Но, так как процедура помещения такого ребенка в замещающую семью или нтернатное учреждение возможна только после того, как вступит в силу решения суда, младенца временно госпитализируют в детскую клиническую больницу, где медицинский персонал не может в полной мере обеспечить необходимый для его возраста присмотр и развитие. Судебное рассмотрение таких дел идет общим порядком и составляет по времени от нескольких месяцев до полугода. При этом есть случаи, когда ребенка после длительного по времени рассмотрения судебных дел младенца возвращают в семью. Ущерб здоровью и психике ребенка длительное время в младенческий период его жизни, не получающему необходимой заботы и развития, практически не поправим, - комментирует Елена Филинкова.
Также, новгородский детский омбудсмен считает, что необходимо внести изменения и в процедуру лишения родительских прав. В настоящий момент существует два механизма: родителей могут ограничить в правах на ребенка или же лишить их полностью. При этом более чем в 80% случаев причиной лишения родительских прав является алкоголизм родителей.
- Вопрос об ограничения их в родительских правах является сильнейшим мотивирующим фактором для исправления их безответственного поведения и мотивацией к прохождению добровольного лечения в специализированных медицинских учреждениях. Как показывает опыт, после изъятия ребенка от таких родителей, изменить их асоциальное поведение очень трудно. Обычно они деградируют и спиваются. Поэтому в целях сохранения семьи и здоровья граждан, предлагаем внести изменения в СК РФ. А именно в ст.74 СК РФ добавить ч.5 следующего содержания: «В случае согласия родителей (одного из них) прохождения курса лечения от психического расстройства или иного хронического заболевания, суд вправе не ограничивать родителей (одного из них) в праве на личное воспитание ребенка, если при этом отсутствует угроза жизни или здоровью ребенка, - считает десткий омбудсмен.
Важно и то, что на парламентских слушаниях поднимался вопрос о необходимости пересмотра конституционно-правового статуса ребенка до рождения. В настоящее время, согласно Конституции РФ, ребёнок приобретает права сразу после рождения. Таким образом, нерождённый ребенок в России остается беззащитен не только от искусственного прерывания его жизни на любом сроке беременности, но и в отношении его матери, которая может вести асоциальный образ жизни, употребляя алкоголь или наркотики.
- В связи с учётом произошедших изменений в законодательстве и на основе современных научных знаний предлагаем рекомендовать, профильному комитету Совета Федерации проработать вопрос о конституционно-правовом статусе ребенка. Возможно, созданием рабочей группы или проведением отдельных парламентских
слушаний, на которых необходимо обсудить с какого момента начинается человеческая жизнь и когда начинается надлежащая защита прав ребенка до рождения, - предлагает Елена Филинкова.
Кроме этого обсуждались вопросы о праве приёмных родителей и членов их семьи, заниматься воспитательной деятельностью, а также Елена Филинкова подняла вопрос о привлечении школьников к труду на благо школ и учебных заведений.
В частности, она предлагает не считать принудительным трудом, "мелкие работы общинного характера, то есть работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ".