Депутаты Великого Новгорода и городские чиновники решили совместно заниматься развитием велосипедной инфраструктуры Великого Новгорода. Такое решение было принято на совместном круглом столе, прошедшем в мэрии 5 февраля, и посвященном данной теме. Встреча была организована депутатом Думы Великого Новгорода Константином Хивричем и городским движением «Новый город».
По мнению городских активистов, среди которых и Константин Хиврич, чтобы город не встал в пробках из-за постоянного увеличения количества автомобилей, нужно задуматься об альтернативе личному транспорту. По их мнению, велосипед сегодня — это не просто развлечение на выходных, это альтернативный вид повседневного транспорта. Развитие велосипедного движения поспособствует решению проблемы автомобильных пробок, решит экологические проблемы и проблемы износа дорог.
В Великом Новгороде на сегодняшний день есть всего 4 велосипедных дорожки: на пр. Мира, на ул. Б. Московская, на Колмовской набережной и новая дорожка на ул. Каберова-Власьевская (район новой застройки). Лишь дорожка на Колмовской набережной соответствует нормам, но главная проблема существующих велодорожек заключается в том, что они не связаны между собой.
Помимо того, что в городе нет велосипедной инфраструктуры, есть еще ряд причин, мешающих новгородцам пересесть на велосипеды.
— Господствует стереотип, что существующее положение дел неизменимо, и что решить проблему пробок может только расширение дорог. Люди боятся выезжать на велосипедах на проезжую часть, так как их могут сбить автомобилисты, и боятся ездить по тротуарам, где есть риск сбить пешеходов. У людей также есть страх кражи велосипеда, нет мест для парковки велосипеда, а многим просто негде хранить велосипеды, — рассказал Константин Хиврич.
Он также отметил, что если местная власть не видит перед собой задачи пересадить как можно больше людей не велосипеды, то все усилия и акции будут бессмысленны.
Еще один городской депутат Елена Михайлова рассказала, что развитие велосипедной инфраструктуры может помочь привлечь туристов в Великий Новгород и передала чиновникам документ о велопешеходном мосте по «быкам». С ее слов, стоимость проекта этого моста будет стоить 5 млн. рублей. Вице-мэру Павлу Морозову данная идея понравилась, но, по его мнению, проект такого моста будет стоить намного больше.
Зашла речь и о гранте в размере 1 млн. долларов США, которые Великий Новгород может получить на развитие транспортной системы. Елена Михайлова ратовала за то, чтобы данные деньги и опыт европейских специалистов были направлены на велосипедную инфраструктуру, а не «зеленые» улицы для автомобилистов.
— Мне хочется получить стратегию транспортной и велосипедной инфраструктуры, которую по мере накопления денег мы будет реализовывать, — заявила депутат.
Вице-мэр Павел Морозов, который активно пользуется велосипедом, отметил, что на сегодняшний день «городская улично-дорожная сеть не позволяет нам без капитального переустройства обеспечить пересечение дорог и велодорожек на безопасном уровне».
— Хотелось бы, рассматривая и велоинфраструктуру в том числе, обратить внимание на безопасность дорожного движения, которая зависит и от трафика. Человек, стоящий в пробке, нервничает, никуда не едет, это плохо. Нужно сделать так, чтобы город двигался. Есть много точек приложения для создания «зеленой» улицы по нашей основной магистрали — ул. Б. Санкт-Петербургская, и строительству новых улиц, которые позволят убрать проблемные точки. У нас их основных три: ул. Нехинская, виадук и ул. Б. Санкт-Петербургская. Нам нужны «дублеры» этих улиц, которые требуют серьезных вложений. Велоинфраструктура на этих «дублерах» будет, — рассказал Павел Морозов.
Представитель ГИБДД отметил, что наши дороги на рассчитаны на расширение проезжей части, выделить отдельную полосу для велосипедистов невозможно.
Вице-спикер городской думы Евгений Кузиков, присутствовавший на круглом столе, также предложил потратить деньги гранта на велосипедистов.
— Строительство новых дорог требует очень больших средств. Может, сегодня лучше больше внимания уделить велосипедистам и пешеходам, тогда мы хоть какую-то часть головной боли снимем. Давайте будем заниматься этой проблемой, потому что она менее затратная, чем строительство новых дорог. Мы за последние 10 лет в лучшем случае построили 2 дороги. Мы про улицу 8 марта говорим лет 8, и строить еще будет лет 5, — считает Евгений Кузиков.
В итоге участниками круглого стола было принято решение создать при городской администрации межведомственную комиссию, которую возглавит один из заместителей мэра Великого Новгорода. В комиссию войдут представители администрации, депутаты, ГИБДД, представители общественности и другие группы, заинтересованные в создании и развитии качественной велоинфраструктуры в городе. Комиссия должна будет проанализировать существующую ситуацию и начать работу над созданием стратегии развития велоинфраструктуры.
Добавим, участникам круглого стола показали небольшой фильм о том, как развили велосипедную инфраструктуру в Нидерландах. В России также есть удачные примеры популяризации велосипедного транспорта. Так в Воронеже на городских автобусах есть специальные крепления для велосипедов (снаружи автобусов). Велосипедисты могут часть пути проехать на автобусе, а дальше — на велосипеде. Данную идею жителям Воронежа подсказал мэр Лондона.