Последний поддон с грузом низкообогащенного урана, направляемого в США. Источник: APСухогруз Atlantic Navigator, перевезший последний товар по «сделке Гор-Черномырдин». Источник: FleetMon.com
Вечером 14 ноября 2013 года судно Atlantic Navigator, нагруженное урановым топливом, направилось из Санкт-Петербурга в США. Это был последний транспорт подобного рода. Капитан принадлежащего ЗАО "Балтик Меркур" и приписанного к Валетте (Мальта) судна Atlantic Navigator Роман Елохин подписал акт о погрузке. Программа "мегатонны в обмен на мегаватты" - поставки на американские АЭС топливного урана, переработанного из боевого урана советских ядерных бомб, завершена. Важный и символичный этап в российско-американских отношениях пройден.
К моменту окончания программы российский уран обеспечил за прошедшие 15 лет производство 10% всей генерированной в США электроэнергии. Речь при этом идет о всех источниках генерации, включая ТЭЦ, солнечную, гидро-, био- и прочие альтернативные источники энергии. В общей сложности из топлива, полученного из российского оружейного урана, было выработано 7 млрд. МВт/час электроэнергии, что сравнимо с использованием 15 млрд. баррелей нефти, или 3,5 млрд. тонн угля. Уран был извлечен из 20-ти тыс. российских ядерных боеголовок. Ожидается, что доля российского ядерного топлива на рынке США теперь снизится с 50% до 20%. До последнего момента США обеспечивали себе половину потребностей в ядерном топливе за счет российского переработанного оружейного урана. Соответственно сейчас ожидается повышение цен на рынке обогащенного урана для атомной энергетики. Россия, в конечном итоге, получила по контракту $17 млрд.
Последние 10 погруженных на корабль Atlantic Navigator поддонов с четырьмя цистернами на каждом несли переработанный оружейный уран - материал из двух советских ядерных боеголовок. Стоимость одной цистерны составляет $2,5 млн. А всего корабль в последнем вояже повез в американский Балтимор переработанный уран из 80-ти российских ядерных боеголовок. К месту назначения после пересечения Атлантического океана корабль с ядерным топливом на борту должен прибыть 10 декабря 2013 года.
Последняя поставка российского урана будет задействована в реакторах американских АЭС только в 2017 году. После этого привезенное в США на борту Atlantic Navigator ядерное топливо будет работать в течение нескольких лет, обеспечивая электроэнергией несколько районов США даже после 2020 года.
В оружейном варианте уран-235 требует обогащения до 90%, в варианте сырья для электростанций - только 3-5%. Процесс понижения концентрации оружейного урана путем изотопного разбавления осуществлялся на двух предприятиях России -"Маяк" в Озерске Челябинской области на Урале и ОАО "Северский химический комбинат" в Сибири неподалеку от Томска.
Церемония подписания коммюнике об отправке в США последней контрактной партии низкообогащенного урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок, прошла 14 ноября в петербургском отеле "Астория". Подписи под документом поставили гендиректор компании "Техснабэкспорт" Людмила Залимская и старший вице-президент американской корпорации USEC Филлип Сьюэл. "Это самая успешная программа в области нераспространения на сегодняшний день", - заявил на церемонии Сьюэлл. "Эта программа является верхом сотрудничества США и России в области ядерной безопасности, и ее окончание означает огромный вакуум. Его необходимо заполнить новой инновационной программой сотрудничества, которая вобьет еще один гвоздь в гроб холодной войны", - заявил глава организации выступающей за ядерное разоружение Global Zero Брюс Блэр. Сейчас американцы полагают, что не было смысла останавливать программу "мегатонны в обмен на мегаватты", поскольку после вступления в силу 5 февраля 2011 года договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-3 каждая из сторон должна сократить количество ядерных боеголовок с 2 тыс. единиц до 1550 к 2018 году. По мысли наших американских партнеров, это означает, что оружейный уран из 450-ти российских ядерных боеголовок после переработки мог бы быть направлен прямым ходом через Атлантику в реакторы американских АЭС.
По мнению западных экспертов, обе стороны, как российская, так и американская по-прежнему имеют огромные запасы оружейного урана, накопленные во времена холодной войны. Международная группа по делящимся материалам подсчитала, что Соединенные Штаты и Россия владеют в общей сложности 700 тоннами высокообогащенного урана, сверх того, что необходимо для нынешнего арсенала стратегического и тактического ядерного оружия. Со своей стороны, Соединенные Штаты также пошли на переработку оружейного урана в топливо для электростанций, но не в такой мере, как Россия. США направили на переработку 186 тонн, из которых переработали пока всего 143 тонны. В результате завершенного соглашения российская сторона ликвидировала 500 тонн оружейного урана. Дисбаланс налицо.
Любопытно, что проект ядерного разоружения путем выкупа у СССР оружейного урана с целью "сжигания" его в реакторах американских АЭС предложил в 1991 году в открытой печати (The New York Times) физик Массачусетского технологического института Томас Л. Нефф. Предложение об этом он направил в Госдепартамент еще до краха СССР. Сейчас американцы полагают, что помимо аспекта ядерного разоружения, контракт об урановых поставках предоставил российской стороне рабочие места для высококвалифицированной рабочей силы в то время, когда Россия пребывала в хаосе в 1990-е годы. Американцы считают, что сделка помогла сохранить плохо обеспеченные безопасностью ядерные материалы от попадания в чужие руки. По крайней мере, российская сторона сейчас категорически отрицает возможность подобного рода.
Что касается России, то в ней сделка по оружейному урану, спустя три года после ее заключения, вызвала яростную политическую критику, которая продолжается и по сей день. Утверждается, что сделка между Россией и США - уродливое детище политики Ельцина и Черномырдина. Соглашение в России было подвергнуто критике, как акт национального предательства. Утверждается, что Россия в результате сделки лишилась 90% своего оружейного урана.
18 февраля 1993 года было подписано "Соглашение между Правительством РФ и Правительством США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия". Этим соглашением определялась продажа США 500 тонн российского оружейного урана за $11,9 млрд. для использования в качестве топлива на американских АЭС. Оружейный уран со степенью обогащения 90% по изотопу уран-235 должен был быть разбавлен на российских предприятиях до 4,4% концентрации, что соответствует уровню ТВЭЛов - тепловыделяющих элементов, используемых в АЭС. Условия соглашения оговаривали фиксированную цену и участие с американской стороны привилегированного посредника - американской компании USEC. С российской стороны базовый контракт был утвержден лично премьер-министром Виктором Черномырдиным. В кризисный политический год стратегическое соглашение не стало предметом обсуждения и ратификации в Верховном совете, а позднее в Государственной Думе. Поскольку соглашение было подписано в рамках работы комиссии Гор-Черномырдин, в историю оно вошло под этими двумя именами, как "сделка Гор-Черномырдин".
3 июня 1997 года в Госдуме РФ были проведены закрытые парламентские слушания по теме: "Проблемы утилизации урана и плутония на базе новых технологий топливно-энергетических циклов". Ранее Государственной Думой РФ была создана специальная комиссия по расследованию этой сделки. Комиссию возглавил физик-ядерщик Иван Никитчук. Вывод комиссии: "Соглашение о поставке урана в Америку составлено в интересах США и наносит урон национальной безопасности России. После этой сделки в России останется не более 10% запасов оружейного урана, накопленного с конца сороковых годов. Урон для экономики России составит 8 триллионов долларов". Как появилась последняя цифра? Ссылаясь на данные американской прессы, оппоненты правительства утверждают, что США оценили свои запасы урана и плутония в $4 трлн. Из рассекреченных в 1996 году в США материалов по истории американского атомного проекта стало известно, что затраты на создание ядерного оружия в США, начиная с 1945 года, составили $3,9 трлн., и что США смогли произвести за этот период только 550 тонн оружейного урана. На основании этих данных с поправкой на инфляцию в России был сделан вывод, что оружейный уран был продан США по заниженной цене. По-видимому, цифра в $8 трлн. является завышенной. Минимальная пороговая оценка стоимости оружейного урана - $50 млрд., что в любом случае в три раза больше, чем реально полученная Россией сумма. Согласно другого альтернативного подсчета, тонна оружейного урана по тепловыделяющей способности равна 1,35 млн. тонн нефти. Если умножить последнюю цифру на 500, то получим 675 млн. тонн нефти. Если принять среднюю цену нефти за 80 долларов за баррель, то окажется, что стоимость оружейного урана, проданного в США в низкообогащенном состоянии, составит $405 млрд. Однако все эти цифры, отметим мы, игнорируют тот простой факт, что никто в мире до сих пор не занимался рыночной торговлей оружейным ураном.
В последнее время сделка по оружейному урану стала критиковаться и с другой точки зрения. Так стало утверждаться, что оружейный уран, проданный в США и "сожженный" в реакторах американских АЭС, выгодней было бы использовать в "ториевых реакторах" следующего поколения АЭС.
Что касается утверждения о том, что российская сторона ликвидировала 90% своего оружейного урана, то оно оспаривается в российских СМИ. В частности, утверждается, что в 1991 году США владели ок. 600 тонн оружейного урана и ок. 85 тоннами плутония. СССР же успел к тому моменту наработать ок. 1100-1400 тонн оружейного урана и 155 тонн плутония. Таким образом, сделкой Гор-Черномырдин устанавливался паритет между державами в обладании боевыми расщепляющимися ядерными материалами.
Как бы там ни было, но нам следует признать, что 14 ноября 2013 года подвели черту под одним доставшимся России советским наследством, стоившим неимоверных трудов и лишений всего советского народа в тяжелую пору после завершения Великой Отечественной войны.