День славянской письменности и культуры; отмечается в славянских государствах в честь просветителей Кирилла и Мефодия, составителей славянской азбуки Истоки праздника славянской письменности и культуры, который неразрывно связан с чествованием Кирилла и Мефодия, восходят к концу IX века.
Известно, что имена солунских братьев были окружены ореолом еще при жизни. Если до Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский), то братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков.
Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе - избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения, а также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит. Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий - символы славянского письма и славянской культуры. 24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры.
Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР ему был придан статус государственного.
Вместе с тем по своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником. Этот день в России празднуется повсеместно, но вместе с тем ежегодно избирается город - столица праздника, в которой он отмечается особенно торжественно.
Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж радушно принимали гостей из братских славянских государств: писателей, поэтов, артистов, государственных деятелей.
В 2004 году основные мероприятия всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры прошли в Самаре, в 2005 году центр празднования - Ростовская область.
300 лет назад (1705) Петр I издал Указ о разрешении Никите Демидову строить металлургические заводы в Кунгурском районе на Урале Демидовы - известная семья горнозаводчиков и землевладельцев.
Возвышение Демидовых началось при Никите Демидовиче Антуфьеве (1656-1725), более известном под фамилией Демидов, тульском кузнеце-оружейнике. Никита Демидов своим мастерством настолько поразил Петра I, что получил от царя огромные земли на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов. В 1696 году Никита Демидов построил под Тулой «;вододействующий» чугуноплавильный завод. По указу Петра I в 1702 году ему был передан казенный Невьянский завод на Урале. Демидов перевез туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. В 1726 году Демидовы получили дворянское звание. Наследником Никиты Демидова стал его старший сын Акинфий, человек предприимчивый, наделенный светлым умом, железной волей, недюжинной энергией и организаторским талантом.
Благодаря этим качествам заводчика уральский металл с заводским клеймом «;Старый соболь» уже в XVIII веке стал экспортироваться в Европу, а затем и в Америку.
Его покупала даже Англия - многовековой и признанный монополист в области металлургии. В 1726 году близ озера Колывань Акинфий Демидов строит свой первый на Алтае медеплавильный завод, а несколько позже при впадении реки Барнаулки в Обь возводит Барнаульский сереброплавильный завод.
Позднее из заводского поселка при Барнаульском заводе вырос город Барнаул, основателем которого считают Акинфия Демидова. При Акинфии Демидове в юго-западной части Алтайских гор было открыто свыше 30 рудных месторождений, в том числе и знаменитое Змеиногорское, из руд которого в 1743 году было получено первое российское серебро, а несколько позднее и золото.
Так, благодаря Акинфию Демидову, начиная со второй половины XVIII века, Россия смогла себе позволить начать поставки за рубеж золота. Уже к середине XVIII века Демидовы имели свыше 30 заводов, более половины которых построил Акинфий. Ему одному принадлежали 25 заводов, из которых 22 находились в Центральной России и на Урале. Демидовых справедливо считают одними из основоположников горно-металлургической промышленности России. Построенные ими заводы уже в первой половине XVIII века давали продукции в четыре раза больше, чем казенные. Благодаря Демидовым уже в 30-х годах XVIII столетия Россия по масштабам производства железа обогнала индустриальную Англию и прочно заняла первое место в мире, удерживая это первенство до конца XVIII века.
В XIX веке владения Демидовых значительно сократились, но все же в начале XX века им принадлежало на Урале свыше 500 тысяч десятин земли и 11 заводов.175 лет назад (1830) родился Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (умер в 1897 году), живописец, передвижник, один из родоначальников русского реалистического пейзажа В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи.
Вопреки желанию отца, который мечтал «;приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился у известного московского «;видописца» Карла Рабуса.
В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминаются успехи А.К.Саврасова, лучшего ученика перспективного и пейзажного класса. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («;Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851).
В 1850-1860 годах Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («;Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению звучания светотени.
Итогом этих поисков явилась картина «;Грачи прилетели», в которой, основываясь на самом заурядном мотиве, Саврасов сумел с непривычной для своего времени эмоциональной силой поведать о переходной весенней поре, когда природа начинает пробуждаться от зимней спячки.
Эта картина стала подлинной вершиной творчества художника. Лирической непосредственностью, интересом к пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения художника: «;Проселок» (1873), «;Дворик» (1870), «;Могила над Волгой» (1874). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, Саврасов оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца XIX - начала XX века (Константин Коровин, Исаак Левитан, Сергей Светославский).105 лет назад (1900) на верфи Нового адмиралтейства (Санкт-Петербург) был спущен на воду бронепалубный крейсер «;Аврора»; 25 октября 1917 года «;Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу; с 1923 года являлась учебным кораблем, с 1948 года - на вечной стоянке на Неве Разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана началась в марте 1895 года, основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях.
Сразу же на стапелях верфи «;Галерного островка» начались работы по строительству двух крейсеров «;Паллада» и «;Диана», а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название «;Аврора», в честь фрегата «;Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
24 мая 1900 года под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер «;Аврора» был спущен на воду.
Два года велись достроечные работы. В сентябре 1903 года крейсер вступил в состав боевых сил русского флота. Поскольку крейсер предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные «;Паллада» и «;Диана», корабль начал срочную подготовку к своему первому длительному переходу в Порт-Артур.
«;Аврора» под командованием капитана 1 ранга И.Сухотина вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года и присоединилась в Средиземном море к отряду контр-адмирала А.Вирениуса. Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали «;Аврору» в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке.
2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр-адмирала 3.Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана навстречу неприятелю. В походе «;Аврора» зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. В бою крейсер получил серьезные повреждения, погибли 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Егорьев. На Балтику крейсер вернулся в феврале 1906 года. «;Аврора» прошла серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы приборов управления артиллерийским огнем и внутреннее расположение. До начала первой мировой войны «;Аврора» каждую морскую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров.
В первую мировую войну крейсер включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 году крейсер прошел новую модернизацию. В ходе нового ремонта в 1916-1917 годах команда крейсера попала под влияние революционной агитации и активно поддержала февральскую революцию. Командир крейсера М.Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. 25 октября 1917 года «;Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу. В 1918 году с «;Авроры» из-за отсутствия топлива и других видов снабжения сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий.
В конце 1922 года было принято решение о восстановлении «;Авроры» в качестве учебного корабля. В 1923-1933 годах крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов «;Аврора» в конце 1930 годов стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок. После завершения Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении крейсера в качестве корабля-памятника и учебного корабля.
С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. После окончания ремонта в 1948 году крейсер до 1961 года был учебной базой для воспитанников Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии «;Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве и сохраняется по настоящее время.
100 лет назад (1905) родился Михаил Александрович ШОЛОХОВ (умер в 1984 году), писатель Родился на хуторе Кружилин станицы Вешенской в крестьянской семье.
Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование. После революции Шолохов - учитель по ликвидации безграмотности, статистик, делопроизводитель, продовольственный инспектор. Работал в комбедах по изъятию хлеба. В 1922 году Михаил Шолохов приезжает в Москву. Ему не удалось поступить на рабфак, и он стал чернорабочим, при этом занимался самообразованием. В Москве встречается с поэтами и писателями группы «;Молодая гвардия». Первая публикация Шолохова - фельетон «;Испытание» - появилась в газете «;Юношеская правда» в 1923 году, в 1924 году опубликован первый рассказ «;Родинка».
В 1925-1926 годах в газетах и журналах того времени появляются рассказы Шолохова, впоследствии объединенные в сборники «;Донские рассказы» и «;Лазоревая степь».
Тогда же Шолохов начинает писать роман «;Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «;Тихого Дона». Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «;Поднятая целина», вышедшим в 1932 году.
В 1930-е годы Шолохов продолжает работу над романом «;Поднятая целина», завершает третью и четвертую книги «;Тихого Дона», публикует статьи о литературе и культуре. В годы Великой Отечественной войны Шолохов работал военным корреспондентом газет «;Правда» и «;Красная звезда».
В это время Шолоховым написаны очерки «;На Дону», «;По пути к фронту», «;Люди Красной армии», «;Военнопленные» и другие.
Кроме того, в 1943 году Шолохов начинает публикацию глав нового романа «;Они сражались за Родину». В послевоенные годы писатель отдает много времени общественной деятельности - принимает участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира. В 1950-е годы Шолохов работает над продолжением романа «;Они сражались за Родину», публикует рассказ «;Судьба человека».
В 1960 году вышла вторая книга «;Поднятой целины». В 1965 году Михаилу Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «;Тихий Дон» «;за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «;превознести нацию тружеников, строителей и героев». Умер писатель 21 февраля 1984 года писатель в станице Вешенская в возрасте 78 лет.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.