Автор: Из архива реставраторов новгородского музея-заповедника 26 августа 2014 года
Реставрация военного грузовика Грузовой автомобиль времён Великой Отечественной войны был найден 16 июня прошлого года подводными археологами. Машина была обнаружена в р. Копка — недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты. В августе были проведены работы по подъему грузовика из воды, и сейчас активно ведутся работы по его реставрации.
Грузовой автомобиль времён Великой Отечественной войны был найден 16 июня прошлого года подводными археологами.
Машина была обнаружена в р. Копка — недалеко от пересечения Сиверсова канала и Мсты. Работы по подъему грузовика из воды прошли в акватории реки Волхов. Затем машину доставили в новгородский кремль.
В составе груза был обнаружен миномёт и ящики с минометными выстрелами (мины).
Грузовик был доставлен в новгородский кремль 15 августа. Сначала предполагалось, что найденная машина — АМО-2. Только после первичной чистки стало ясно, что марка автомобиля — ГАЗ-ММ.
Музейные реставраторы приступили к восстановительным работам. Сейчас проводится чистка автомобиля и миномёта.
Достаточно хорошо сохранился деревянный кузов машины.
По словам реставраторов, использовать кузов в таком виде нельзя, но для создания точных копий это дерево вполне годится.
Боевой расчёт полуторки входил в состав 5-й батареи 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. Именно этому полку на следующий день после освобождения Новгорода (21 января 1944 г.) было присвоено почётное наименование «Новгородский».
В кабине обнаружен немецкий металлический ящик от пулемётной ленты с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского миномётного полка с подписями парторга, старшего лейтенанта Кузьменко Василия Федоровича. Некоторые из архивных документов имеют гриф «Совершенно секретно». После их изучения был сделан вывод, что единственным погибшим при затоплении поднятого автомобиля был старший лейтенант В. Ф. Кузьменко, и человеческие останки принадлежат именно ему.
От кабины осталось только основание.
Удалось установить, что машина была камуфляжной раскраски.
На полу кабины реставраторы обнаружили фирменный ГАЗовский ключ зажигания, обломанный в замке.
После промывки земли из кабины также была обнаружена звёздочка с головного убора бойца.
При обнаружении машины под водой руль был цел, скорее всего, его повредили при подъёме.
В кузове видны следы от бочек с горючим, а также четыре несимметрично расположенные выемки. «Пока не понятно, для чего они были сделаны, мы сейчас выслушиваем различные версии», — сказал реставратор Сергей Ефимов.
Снятый радиатор грузовика ГАЗ-ММ.
Реставраторы также сняли бензобак.
Трофейный котелок с именем бывшего владельца.
Прекрасно сохранились маркировка и номер двигателя. Найдена дата производства двигателя — 4 июля 1941 год (13-й день войны).
Двунога-лафет 120-миллиметрового миномёта.
Миномёт образца 1938 года в собранном виде.
Пробег автомобиля по одометру — 9401,8 км.
После демонтажа колёса поставили обратно. На шинах было обнаружено клеймо Ярославского шинного завода. «Цепи противоскольжения на колёсах — обычное явление в войну в зимний период», — прокомментировал реставратор Сергей Ефимов.
Аккумулятор грузовика. По словам исследователей, после подъёма он исправно дал ток.
Глушитель грузовика.
«При демонтаже явно ощущается довоенная сборка. Возможно, это рама довоенной сборки с поставленным новым двигателем в процессе ремонта. Нельзя сказать, что дата изготовления двигателя — это дата изготовления машины», — сказал один из реставраторов.
Металлические заклёпки с коррозией.
Карбюратор. Реставраторы отмечают, что внутри машины всё отлично сохранилось.
После восстановительных работ автомобиль будет экспонироваться на территории новгородского кремля, предположительно, в его южной части.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.