8 апреля 2013 года
Забытый подвиг 2-й Ударной 7 апреля в поселке Тесово-Нетыльский (Новгородский район) состоялась военно-историческая реконструкция, в ходе которой был показан эпизод боев апреля-мая 1942 года за коридор снабжения 2-й Ударной армии. На поле боя вышли более 100 участников военно-исторических клубов из Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги и других регионов России. Зрителей собралось около 700 человек.
В воскресенье, 7 апреля, в поселке Тесово-Нетыльский (Новгородский район) состоялась военно-историческая реконструкция, в ходе которой был показан эпизод боев апреля-мая 1942 года за коридор снабжения 2-й Ударной армии. Часть зрителей к месту боев были доставлены спецрейсом по узкоколейной железной дороге. Пассажиров на УЖД давно не перевозят, от былых 250 км путей осталось чуть более 20-ти, и используются они только торфопредприятием «Тесово-1». Сегодня же для жителей и гостей поселка устроили настоящий праздник.
По оценкам сотрудников полиции, зрителей собралось около 700 человек. В одночасье население поселка увеличилось на одну треть. Реконструкций такого масштаба на территории нашей области никто из зрителей не вспомнил.
Реконструкторов собралось тоже немало. На поле боя вышли более 100 участников военно-исторических клубов из Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги и других регионов России.
71 год назад в лесах и болотах под Новгородом развернулась Любанская операция — третья попытка прорыва Блокады Ленинграда. Операцию проводил Волховский фронт силами 2 Ударной армии, которая в результате просчетов командования оказалась в окружении. Но, вместе с тем, армия отвлекла на себя значительное количество немецких войск и не дала возможности противнику усилить давление на блокированный Ленинград.
Подвиг бойцов и командиров 2 Ударной армии, большая часть которых попала в окружение и погибла в районе Мясного бора, многие годы сознательно замалчивался. Виной тому предательство перешедшего на сторону противника командарма Власова, чья тень незримо легла на всех, кто стремился прорваться к осажденному городу.
По сценарию реконструкции бои шли за станцию узкоколейной железной дороги. Рубеж попеременно оказывался то взят красноармейцами, то — немцами.
«Немецкое обмундирование покупается или в немецких магазинах, или у военных коллекционеров. Вот моя форма из Украины. И на сегодня моя задача — оборона станции», — говорит боец саперного подразделения Вермахта, реконструктор из Санкт-Петербурга Константин Петров.
В атаку идет Красная Армия. «Второе отделение — вперед! К бою!» — кричит командир.
Девушек среди реконструкторов немного. Они или стрелки, или санитарки. Или становятся в ряд зрителей и фотографируют своих товарищей.
Чтобы следящим за происходящим было более понятно все, что разворачивается перед их глазами, комментатор описывал основные моменты боев.
Всего было произведено 2 немецкие и 3 советские атаки.
Одной из изюминок стал настоящий немецкий мотоцикл. Его отыскал в лесу петербуржец Лев Минаев. «Кто-то за грибами в лес ходит, а я вот за этим. Пряжка ремня тоже найдена мной лично. Я «воевал» на разных сторонах, чтобы попытаться лучше понять психологию войны. Сегодня я на стороне Вермахта. А звание самое что ни на есть почетное — рядовой», — рассказывает водитель мотоцикла.
Во время реконструкции применялась военная и железнодорожная техника, макеты тяжелого вооружения.
В апреле 42-го 2-я Ударная Армия вошла в прорыв, чтобы продолжать вести бой, нужно было и продовольствие, и боеприпасы, нужно было вывозить раненых. Очень большое значение для снабжения армии сыграла узкоколейная железная дорога.
К маю положение в армии ухудшилось. Немцы продолжали вести атаку.
Наше снабжение начинало заканчиваться. Вместе с армией без продовольствия остались и местные жители. Люди если всё, что могли: лошадей, листья, шишки, кору деревьев... Потери в ходе Любанской операции были огромны. По некоторым оценкам, общие потери (раненые, погибшие, пропавшие без вести) составили 400 тысяч человек.
Раненых вывозили по железной дороге. «Сегодня моя задача — умирать. Что ж делать: такой сценарий. Я до конца помогала раненым, а потом погибла сама», — рассказывает санитарка, реконструктор из Петербурга Наталья Иванова.
Когда раздавались звуки оружия, дети восторженно кричали: «Стреляют! Стреляют!».
Еще они вопрошали взрослых: «Где немцы? Где фашисты?».
Где-то в середине боя немецкие солдаты водрузили плакат со знаменитой надписью «Hier beginnt der Arsch der Welt! (Здесь начинается задница мира)».
71 год назад в мрачных лесах и болотах под Новгородом немецкий солдат Вандель прикрепил доску с надписью: «Здесь начинается задница мира». По некоторым данным, доска оставалась на месте в течение многих месяцев.
Но к всеобщей радости всех к концу боя фашистов не осталось. Победа была за нами! Раздались восторженные крики «Ура!».
«Другой сценарий разыграть в этих местах мы просто не могли, — говорят участники реконструкции. — Все, что проходило здесь, все наши потери, были не зря. Ценой своей жизни бойцы 2 Ударной отвлекли на себя внимание бомбардировщиков от осажденного Ленинграда. И в конце концов это привело к прорыву блокады».
«Мероприятие получилось во многом знаковым, так как это была первая реконструкция боев 2-й Ударной, а также первая в России военно-историческая реконструкция с применением железнодорожной техники, — говорит организатор реконструкции, участник клуба военно-исторической реконструкции «Патриот» Павел Желтов. — Считаю, что для мероприятия, сделанного своими силами и в столь короткие сроки, все прошло на очень высоком уровне. Приятно удивило большое число зрителей. Зрителям, да и чиновникам все понравилось. Это важно. Уже поступили предложения провести реконструкции в других местах Новгородского района».
По словам Павла Желтова, мероприятие удалось благодаря участникам клубов военно-исторической реконструкции из разных регионов, многие из которых приехали заранее и помогали организаторам.
Помимо самой реконструкции была организована выставка узкоколейной железнодорожной техники, эксплуатируемой торфопредприятием «Тесово-1», а также несколько экспонатов из формируемой коллекции «Тесовского музея узкоколейного железнодорожного транспорта. Сейчас музей — это автодрезина ПД-1, ранее эксплуатируемая Волосовским леспромхозом и найденная на дальних путях станции Реполка (Ленинградская область), две мотодрезины, тепловоз ТУ4 №1030, а также небольшой участок узкоколейки, построенный своими силами.
На дрезинах можно было прокатиться.
По мнению инициаторов создания музея, его появление и организация связанных с ним мероприятий может послужить толчком для развития поселка, где даже центральные улицы находятся в плачевном состоянии . Не исключено, что по узкоколейке будут пущены туристические маршруты.
© «Новгород.ру», 1997-2024
Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.