АФИША

Возрождение росписи церкви Спаса Преображения на Ковалёве

Оценка: 5.00

Нет комментариев, добавить первый

В состав выставки включены композиции ковалевской живописи на титановых щитах, копии росписи и схемы фрескового ансамбля, исполненные А.П. Грековым. Особый раздел выставки посвящен жизни и деятельности реставраторов Грековых, в чьих судьбах отразились трагические события истории XX столетия.

Реставрационная мастерская остается действующей и до наших дней. Специалисты Новгородского музея-заповедника продолжают и сегодня здесь трудиться над возрождением фресок церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Посетителям выставки предоставляется возможность заглянуть в рабочую зону, где из множества мельчайших осколков уже вырисовываются сюжеты выдающейся в истории мирового искусства росписи.

Александр Петрович Греков родился 12 сентября 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье инженера путей сообщения Петра Петровича и Зои Сергеевны Грековых. Предки А.П. Грекова - донские казаки, получившие дворянство за участие в Отечественной войне 1812 года. Летние месяцы семья Грековых проводила на Хуторе Мишкина Пристань близ села Гусевка Царицынского уезда Саратовской губернии, в имении деда Петра Петровича Грекова, генерал-майора казачьих войск, участника русско-турецкой войны. На хутор Мишкина Пристань нередко приезжали художники и музыканты из Санкт-Петербурга.

В 1918 году у Грековых конфисковали родовое имение в Саратовской губернии, а в следующем году – две дачи в Павловске. Семья скиталась на протяжении двух лет и осенью 1920 года была вынуждена выехать в Константинополь. Здесь А.П. Греков учился во французском колледже св. Бенедектина, работал чертежником и художником, принимал участие в реставрации росписей католического храма. Весной 1928 года в поисках заработка А.П. Греков заключил контракт на сельскохозяйственные работы и выехал с семьей во Францию, где позднее трудился на заводах Hutchinson и EMEL, а затем - киномехаником. С лета 1932 года Александр Петрович обосновался в Париже, освоил специальность радиотехника, по которой работал вплоть до начала Второй мировой войны и в первые послевоенные годы.

2 сентября 1939 года А.П. Греков был мобилизован во французскую армию, в пехотный полк, спустя 10 месяцев попал в плен. 13 августа 1940 года он был отправлен в лагерь для военнопленных в Германию, а впоследствии работал в Австрии: в течение двух лет - на строительстве автострады около города Линц, затем - чертежником на стройке гидроэлектростанции около города Санкт-Фалентин. В декабре 1944 года Александр Петрович вступил в брак с Мариной Васильевной Молевой, гражданкой СССР, находившейся в трудовом лагере в Линце. 6 мая 1945 года А.П. Греков вместе с другими военнопленными был освобожден американскими войсками и вскоре возвратился в Париж. После демобилизации А.П. Греков вернулся к своей довоенной профессии радиотехника. В январе 1946 года он обратился в посольство СССР во Франции с ходатайством о приеме в Советское гражданство.

В 1948 году Александр Петрович вместе с женой и сыном Михаилом возвратился на Родину и поселился в Ярославле. Не найдя работу по специальности радиотехника, он на протяжении десяти лет работал столяром, мастером-модельщиком и бригадиром лепной мастерской в строительных трестах. В марте 1960 года А.П. Греков перешел в Ярославскую Специальную научно-реставрационную производственную мастерскую, в которой занимался сначала изготовлением макетов храмов, затем реставрацией лепнины, а с октября 1961 года – монументальной живописи и икон. В течение 1962-1964 годов Александр Петрович прошел несколько стажировок в ведущих реставрационных центрах Москвы. Только в 1964 году он принял участие в реставрации росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, икон из собраний Переславль-Залесского музея и Ярославо-Ростовского музея-заповедника.

Обследование руин церкви Спаса на Ковалеве, разрушенной в годы Великой Отечественной войны, началось в 1962 году специалистами Центральных научно-реставрационных мастерских (г. Москва). С 1965 года работы по спасению ковалевской росписи возглавил А.П. Греков, предложивший новую методику разборки руин и извлечения фрагментов фресок по определенному плану, учитывавшему наиболее вероятное размещение каждой композиций после обрушения.

Одновременно с разборкой руин храма начались масштабные работы по подборке фрагментов живописи в мастерской. Собранные росписи монтировались на титановые щиты по методике, разработанной А.П. и В.Б. Грековыми. Итогом многолетнего труда реставраторов стало возрождение около 120 композиций, подобранных в той или иной мере, из них 30, собранных наиболее полно, смонтированы на новую основу.

Входные билеты в музей: взрослые - 120 ₽, учащиеся - 60 ₽, дети до 16 лет - бесплатно.

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.