АФИША

Иллюстрации Бориса Непомнящего к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

Для юбилейной выставки автор выбрал 36 произведений из фондов Новгородского музея-заповедника, созданные в разные годы. Многие работы будут представлены новгородской публике впервые. Особый интерес представляют оригиналы иллюстраций, созданных для мультимедийного контента экспозиции Музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе, ранее не выставлявшиеся.

Впервые Борис Непомнящий обратился к «Братьям Карамазовым» в 1978 году. Четыре графических листа, выполненных в технике цветного офорта, раскрывают несколько важнейших болевых тем романа. Это размышления Ивана Карамазова о Боге и мире, о «слезе ребенка», о том, что не может быть построен гармоничный мир, если в его основе лежит страдание невинного младенца. Художник создает сложное пространство листа, объединяя в нем события, протяженные во времени. Разделяет «этот» и «другой» мир, удивительно точно работая цветом. Образы офортов отстранены от зрителя, они где-то там, далеко. Они очищены от бытовых черт, но вместе с тем вполне узнаваемы и не противоречат тексту.

В 1983 году Борис Непомнящий вновь погружается в мир романа. Три портрета – Федора Павловича, Ивана и Алёши Карамазовых – возникают из легких линий-паутинок, передавая суть образов, их нерв. Художник достигает большой психологической точности, его трактовка глубока и лишена нарочитости. Она предполагает определенную свободу толкования и восприятия зрителем.

Самый большой цикл иллюстраций к роману был создан в 2014 – 2015 годах во время работы над художественным оформлением Музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе, филиала Новгородского музея-заповедника. Около 30 рисунков большого формата воплотили галерею образов самого сложного, философски нагруженного и многослойного произведения Ф.М. Достоевского. Перед зрителем предстают все главные персонажи. Они притягивают взгляд, заставляют вспоминать строки романа, становятся собеседниками и проводниками в его глубины, «недра». Кроме портретов героев характеризуют и символические композиции-натюрморты, выделяющие главные черты персонажей. Большое значение для понимания замысла художника имеют листы, посвященные поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор». Образы Христа и противостоящего ему Великого инквизитора привлекают, прежде всего, органичным слиянием глубокого содержания и формы, классической по своей сути, но при этом очень современной.

Вы используете мобильную версию сайта.
Перейти на полную версию.